Меню раздела


Логоритмика

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

         Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.       Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.


Что же такое логоритмика?

     Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Логоритмика полезна всем детям, но особенно детям, имеющим проблемы становления речевой функции.

Актуальность

Логоритмические упражнения направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры.

       Вся система работы направлена на решение цели - профилактике и преодолению речевых нарушений, путем развития и коррекции двигательной сферы, под воздействием слова, ритма и музыки.

     Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи:

• развитие слухового и зрительного внимания;

• развитие фонематического слуха;

• развитие пространственной организации движений;

• развитие общей и тонкой моторики, мимики;

• развитие физиологического и фонационного дыхания;

• формирование артикуляционной базы звуков;

• развитие чувства ритма;

• развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое

• развитие коммуникативных качеств.

       Для реализации целей и задач логоритмики, может быть использовано методическое обеспечение.

       При формировании правильной речи младших дошкольников средствами логоритмики используются следующие методы и приемы:

       Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению. В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей, их физического состояния, возрастных особенностей.

       Так, при обучении движению используются различные приемы:

а) наглядно-зрительные - показ педагогом образца движения или отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (фотографий, картин и т. п.) ;

б) тактильно-мышечные - включение в двигательную деятельность различных пособий. Напр., при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу.

в) наглядно-слуховые - звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двух-четырехстиший, звуки бубна и т. п.

       Словесные методы обращены к сознанию детей, помогают осмысливать поставленную задачу и выполнять двигательные упражнения.

При словесном методе используются приемы:

1) краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей;

2) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его элементы;

3) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений детьми;

4) беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т. д. ;

5) вопросы детям до выполнения им движения для осознания последовательности действий, проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, игровых действий и т. п. ;

6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины;

7) образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в 1, 5 - 2 минуты вызывает воссоздающее воображение, способствует зрительному восприятию всей ситуации, стимулирует эмоциональное воспроизведение;

8) словесная инструкция, с помощью которой происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность с помощью словесных указаний и объяснений образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.

       Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровой и соревновательный методы.

       В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми:

1 направление- предусматривает развитие неречевых процессов:

совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса;

развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

2 направление– развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя:

развитие дыхания, голоса;

выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;

развитие артикуляционной и мимической моторики;

координацию речи с движением;

воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

       Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой:

  • под музыку,
  • под счет,
  • словесное и стихотворное сопровождение.

     Формы работы с детьми:

  • групповые,
  • подгрупповые
  • индивидуальные.

       Важными условиями для организации логоритмических игр и упражнений является предметно-развивающая среда.

  • Иллюстрации и репродукции.
  • Малые скульптурные формы.
  • Дидактический материал.
  • Игровые атрибуты.
  • Музыкальные инструменты.
  • Аудио - видеоматериалы.
  • Живые игрушки (преподаватели или дети, одетые в соответствующие костюмы).
  • Картотеки игр и упражнений.

       При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности:

  • пальчиковые игры или массаж пальцев;

Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять,   Загибают пальчики на обеих руках, начиная

                                                       с больших.

Будем листья собирать.                   Ритмично сжимают и разжимают ку­лачки.

Листья березы,                          Вновь   загибают   пальчики,   начиная   с

Листья рябины,                              больших.
Листики тополя,
Листья осины,

Листики дуба мы соберем,            Приседают, «шагают» по ковру средним

Маме осенний букет отнесем.       и указательным пальцами обеих рук.
Н. Нищева

  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

Дыхательные упражнения: помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.

Например: Гусь (тема “Домашние птицы”)

Вдох через нос, выдох через рот. На выдохе произнесение звука “Ш-Ш-Ш”

  • стихотворения, сопровождаемые движениями

Например, ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А.Барто, каждый слог отхлопывая ладошками:
У-РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА-ПОЛ
О-ТОР-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ…
Или шагает на месте, скандируя:
НЕТ.-НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ
ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-ВМА-ШИ-НЕ…
Или плавно дирижирует одной или двумя руками:
И-ДЕТ-БЫ-ЧОК,-КА-ЧА-ЕТ-СЯ
ВЗДЫ-ХА-ЕТ-НА-ХО-ДУ…

  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;

     Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • чистоговорки;

       С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

  • речевые и музыкальные игры;

       Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

           Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра

   (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше

     ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

  • различные виды ходьбы и бега под музыку

       Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания.

Например: чередование ходьбы на носочках, в полуприседе:

“Небоскребы – избушки” (тема “Город”);

“Кусты, кустарнички” (тема “Деревья”);

“Животные, их детеныши” (тема “Домашние животные”).

  • ритмические упражнения, пение;

       Пение: тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Песни сопровождаем движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Для привлечения малоактивных и застенчивых детей вносим маски, элементы костюмов, атрибуты, игрушки и проводим инсценировки.

  • упражнения в игре на музыкальных инструментах;

Оркестр шумовых инструментов: включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.

             Для поддержания интереса к исполнению музыкальных

     произведений можно использовать разнообразные оркестры детских

     инструментов:

     Оркестр “Шуршалочки” (листочки из гофрированной бумаги, “салютики”

     из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер - сюрпризов)

     “Ложкари” (ложки разных размеров)

  • подвижные игры, драматизации;

       Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

  • мимические упражнения;

       Мимические упражнения: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.

     Например: в Африке (тема “Животные жарких стран”):

     Обезьянки - кривляки.

     Сердитый тигр.

  • упражнения на релаксацию под музыку.

       Эффективность работы по улучшению произношения у детей возможна только при совместной деятельности всех педагогов дошкольного учреждения в этом направлении.

Ввозможности включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду:

1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.

2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку.

3. Логоритмические паузы на занятиях.

4. Динамические паузы между занятиями.

5. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.

6. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

7. Подвижные игры с речетативом и движениями.(на прогулке)

8. Игры малой подвижности (в группе).

9. Логоритмические досуги.

       Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей происходит положительная перестройка речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

       Поэтому важно включать их в различные виды деятельности, что способствует развитию всех компонентов устной речи дошкольников.