Меню раздела


Особенности музыкального воспитания детей с нарушением речи.

Музыкальное воспитание направлено на развитие физических, сенсорных, интеллектуальных, музыкальных способностей детей.

Содержание музыкального воспитания у детей с ОПФР направлено на развитие интереса к музыке, формирование у детей способности эмоционально воспринимать музыку различного характера; развитие слуха (звуко-высотного, ритмического, динамического, тембрового); формирование умения участвовать в различных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, музыкально-дидактических и хоровых играх, игре на детских музыкальных инструментах), проявлять инициативу и творчество.

Работа по музыкальному воспитанию на занятиях осуществляется по следующим направлениям: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры; игры на детских музыкальных инструментах.

У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается своеобразие формирования музыкальных способностей: многие из них плохо запоминают тексты песен, не поют, а проговаривают его, невнятно произносят слова; недостаточно точно согласовывают движения с музыкой, пением, словом; затрудняются в передаче ритмического рисунка; испытывают сложности при распознавании характера музыкального произведения и др. Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий.

На занятиях широко используются упражнения, способствующие развитию основных движений, мелких мышц руки; активизации внимания; воспитанию чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве. Особое внимание уделяется танцевальным движениям, хороводным играм в сочетании со словом, пением.

Коррекционную направленность имеют музыкально-дидактические игры; ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве; упражнения на различение музыкальных звуков по высоте; распевки, в процессе которых автоматизируются звуки, изучаемые на логопедических занятиях; игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых).

Элементы музыкально-ритмических занятий могут использовать учитель-дефектолог и воспитатель группы в процессе подгрупповой и индивидуальный коррекционной работы с детьми. Это могут быть музыкальное сопровождение режимных моментов, продуктивной деятельности, музыкальные минутки, викторины, конкурсы.

Используя на занятиях элементы ритмических и логоритмических упражнений, педагоги постепенно приучают детей к выполнению ритмических движений, помогающих инсценировке некоторых специально подобранных детских песен. Здесь очень важно обеспечить преемственность работы воспитателя, логопеда и музыкального руководителя.

Для решения поставленных задач музыкальный руководитель использует произведения, указанные в программе, и другие - по собственному выбору с учетом

возможностей детей, их подготовленности к восприятию материала. 

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других её видов, т.е. является ведущим.

Ребёнок не выучит песню, если он её ни разу не послушает, не поймёт содержание, не запомнит мелодию. В основе разучивания танца или игры также лежит восприятие музыки: именно она определяет характер движения.

У детей с речевыми нарушениями чрезвычайно важно развивать музыкальное восприятие, которое, в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т.е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.

После прослушивания музыкального произведения полезно не только поговорить о нём, что у детей с речевыми нарушениями может вызвать большие затруднения, но и предложить им подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали её характер, передали свои чувства, своё отношение к музыкальному произведению. Это будет способствовать и увеличению интереса детей к музыкальному произведению.

Особое внимание надо обратить на подбор произведений для слушания. Работая над развитием музыкального восприятия желательно использовать не только музыку, но и поэзию, и живопись.

Также произведение можно прослушать, а потом сыграть на музыкальных инструментах; можно подвигаться в такт музыки; нарисовать то, о чём рассказала музыка. Это также поможет углубить восприятие музыкального произведения.

ПЕНИЕ.

Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи.Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счёт расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика)

Пение помогает исправлять ряд речевых проблем: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твёрдых, - а пение на слоги «ля-ля», «ту-ру-ру» и др. способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

В работе над пением большое внимание необходимо уделять упражнениям по формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукообразованию. При этом надо следить за тем, чтобы дети брали дыхание в начале фразы, удерживали его до конца фразы, не «разрывали» слово во время исполнения, активно работали губами и правильно их располагали при пропевании гласных звуков.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДБОРУ ПЕСЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

  1. Доступное содержание.
  2. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, но много гласных звуков.
  3. Несложная мелодия с повторами и без скачков.
  4. Нисходящая мелодия песен
  5. Фразы не очень длинные. Постепенный переход от более коротких фраз к более длинным, формирует постепенный выдох, правильное дыхание и произношение.
  6. Темп песен медленный или средний, постепенно переходящий в более быстрый и отрывистый, требующий большой подвижности периферических отделов речевого аппарата.
  7. Аккомпанемент, поддерживающий мелодию.
  8. Коррекционная направленность песен, позволяющая закрепить правильное произношение звуков, способствующая развитию внимания и памяти или выработке правильного дыхания.
  9. Разноплановость песен по характеру исполнения и содержанию.

Для активизации запоминания песни можно использовать иллюстрации, картинки, инсценировать песню, или включить соответствующие движения. Можно использовать игрушки или игровые приёмы.

В течении всего периода разучивания песни музыкальный руководитель обращает внимание на выразительность исполнения. Выученная песня должна звучать красиво, доставляя детям удовольствие.

ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.

(4 год обучения)

Игра на музыкальных инструментах является одним из ведущих видов деятельности, в работе с детьми с нарушением речи. Этот вид музыкальной деятельности решает следующие коррекционные задачи:

  1. Развитие внимания и памяти.
  2. Развитие координации движений при игре на бубне, барабане, металлофоне, маракасах и др.
  3. Развитие мелкой моторики рук (при игре на дудочке, пианино и др.)
  4. Развитие дыхания (на духовых инструментах)
  5. Развитие фонематического слуха (муз.дидактические игры «Угадай, на чем играю?», «Сыграй как я», «Музыкальное лото»)
  6. Развитие координации пения с движением пальцев рук. (ребёнок поёт и играет на неозвученном пианино в самостоятельной деятельности)
  7. Развитие музыкально-ритмического чувства.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ.

Музыкально-ритмические движения – оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Ребёнку с нарушением речи при наличии определённых двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами.

   Дети с речевыми нарушениями часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки), не говоря уже о их разновидностях. Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.

В музыкальном воспитании детей с речевыми проблемами используются следующие упражнения:

1. На освоение основных движений (ходьба, бег, прыжки)

2. ОРУ.

3. Для повышения качества выполнения движений, которые помогают придавать им пружинный, плавный характер.

4. На развитие ориентировки в пространстве.

5. В танцевальных и плясовых движениях.

6. На развитие мышечного чувства, мышечного тонуса.

В некоторых упражнениях используются атрибуты.

 

ТАНЦЫ.

Танцы: парные, с пением, хороводы, сюжетные, национальные.

Рекомендации:

1) Музыка для танца должна быть яркой, настраивающая на определённое движение (контрастные части)

2) При выборе танца следует учитывать двигательные навыки детей.

3) Желательно выбирать танцы с ритмическими заданиями (хлопки, притопы, приседания, прыжки)

4) Наиболее трудные движения отрабатываются заранее.

5) Индивидуальная помощь при разучивании.

Танцы с пением и хороводы очень полезны, поскольку помогают координировать пение и движение, могут использоваться не только на музыкальном занятии, но и в самостоятельной деятельности детей. Необходимо учитывать навыки детей, чтобы они могли двигаться под собственное пение.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ.

Игра является основным видом деятельности дошкольников. Музыкальные игры имеют большое значение в развитии детей. С их помощью можно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.

Игры способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитывают волевые и нравственные черты характера, развивают координацию движений, быстроту реакции, ловкость.

Виды музыкальных игр:

1.Сюжетные инструментальные. Отличаются ярким музыкально-игровым образом. Для детей с речевыми нарушениями такие игры трудны, но именно они могут оказать большое воспитательное воздействие

2.Несюжетные инструментальные игры обычно включают элементы соревнований, с их помощью решаются двигательные задачи – ритмические и творческие.

3. Игры с пением

4. Игры со словом.

 

Литература

1.Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А.Волковой. – СПб.: КАРО, 2005.

2.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, 2003.

3.Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет. М.: творческий центр сфера, 2006.

4.Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике: метод. пособие / Г.В. Дедюхина. – М.: Айрис-пресс, 2006.

5.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

6.Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.

7.Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов. СПб.: КОРОНА принт, 2005.

8.Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб.: КАРО, 2008.

9.Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников: Учеб. пособие. – М., 2002.

10.Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.