Преемственность в работе музыкального руководителя и учителя-дефектолога.
Роль учителя-дефектолога и музыкального руководителя в рамках комплексного педагогического сопровождения детей с нарушением речи
Грамотная, компетентная деятельность музыкального руководителя,
понимание им сущности процессов воздействия музыки на психику ребенка,
развитие его коммуникативных, творческих и других способностей, строится
на тесном взаимодействии с учителем-дефектологом. Потому что именно
учитель-дефектолог, проводя регулярный мониторинг каждого ребёнка в
группе, определяет уровень его психического развития и разрабатывает
индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут.
Учитель-дефектолог включается в разнообразную детскую деятельность.
Может, по согласованию с музыкальным руководителем,
поучаствовать в музыкальном занятии или развлечении, выступить с детьми
в концерте или на празднике.
Совместная коррекционно-развивающая деятельность учителя-дефектолога и музыкального руководителя, представляет собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Во время проведения такой интегрированной деятельности развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместная коррекционно-развивающая деятельность, с одной стороны – устраняет нарушенные речевые функции, а с другой – развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие учителя-дефектолога и музыкального руководителя осуществляется по трем направлениям, вы их видите на экране:
- диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Осуществляя взаимодействие следует:
- Учитывать структуру речевого нарушения;
- Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- Учитывать уровень формирования общей культуры, наличие качеств, приобретенных в процессе коррекционно-развивающей деятельности.
И учитель-дефектолог и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению интегрированных занятий с детьми, руководствуясь следующими принципами:
Принципы построения совместной коррекционно-развивающей деятельности следующие:
- Занятия строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими особенности психофизического развития.
- Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
- Принцип всестороннего воздействия
- Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
- Принцип наглядности.
- Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед учителем-дефектологом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.
Оздоровительные
|
Образовательно-воспитательные
|
Коррекционно-развивающие
|
Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.
|
Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
|
Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.
|
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-дефектолог:
- постановка диафрагмально-речевого дыхания;
- укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
- обучение умению связно выражать свои мысли;
- обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
- развитие психологической базы речи;
- совершенствование мелкой моторики;
- Участие учителя-логопеда в режимных моментах.
Музыкальный руководитель:
Развитие и формирование:
- слухового внимания и слуховой памяти;
- оптико-пространственных представлений;
- зрительной ориентировки на собеседника;
- координации движений;
- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
- темпа и ритма дыхания и речи;
- орального праксиса; (выполнение под музыку дутья, щелканья, цоканья и др. )
- просодики; (ритм, темп, тембр, логическое ударение)
- фонематического слуха.
Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения, для выражения различных синтаксических значений, а также экспрессии и эмоций.
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе учителя-дефектогола и других специалистов ГУО.
Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителем-дефектологом.
vПланирование взаимодействия учителей-дефектологов с музыкальным руководителем на учебный год.
vСовместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
vУчастие учителей-дефектологов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
vСоставление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
vВыступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
vИспользование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.
На занятиях широко используется ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства».
Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, пляски под пение, хороводы.
Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.
Проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых). Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм. Всё окружающее нас живет по законам ритма. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Чтение по слогам, ритмическая повторяемость действий и звуков в песенках и считалках – бесценное логопедическое упражнение! Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится плавной и красивой.
Рассмотрим на конкретных примерах, как решаются педагогические задачи в процессе проведения интегрированных занятий:
Педагогические задачи
|
Учитель-дефектолог
|
Музыкальный руководитель
|
Развитие мелкой моторики
|
Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры
|
Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо.
|
Развитие мимики
|
Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией
|
Развитие выразительности в пении и танце
|
Развитие речевого дыхания
|
Скороговорки.
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Дифференциация ротового и носового дыхания.
Выработка нижнедиафрагмального дыхания.
|
Использование музыкальных духовых инструментов.
Распевки.
Упражнения на дыхание в танце.
|
Развитие голоса
|
Звуковая гимнастика.
Упражнения на развитие гибкости мягкого неба
|
Хоровое пение.
Движения с речью
Развитие артикуляции под музыку.
Использование характерных ролей.
|
Развитие фонематического слуха
|
Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.
Воспитание акустико-артикуляционного образа звука.
|
Использование попевок.
Хоровое и индивидуальное пение.
|
Развитие артикуляции
|
Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально)
|
Разучивание и пение попевок, песен.
Пение песен со звукоподражанием
|
Развитие грамматического строя речи
|
Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма
|
Разучивание текстов песен.
Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.
|
Развитие словаря
|
Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
|
Пополнение словаря музыкальной терминологией.
Обогащение словаря в процессе занятий.
|
Развитие монологической и диалогической речи
|
Развитие номинативного, предикативного и адъективного словаря.
Формирование навыков составления диалога.
Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.
|
Драматизация.
Кукольный театр и куклы би-ба-бо.
Музыкальные спектакли
Разучивание текстов песен.
|
Развитие коммуникативных навыков
|
Психологические этюды и коммуникативные игры
|
Участие детей в музыкальных представлениях.
Музыкально-коммуникативные игры.
|
Представленная модель взаимодействия учителя-дефектолога и музыкального руководителя позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности, создает предпосылки для эффективной коррекции имеющихся нарушений речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться в дальнейшем. Добиться стойкого положительного результата в коррекционной работе с детьми всегда сложно, но вполне осуществимо, если изменить форму и содержание непосредственно образовательной деятельности, использовать интегрированные виды ее организации и проведения.
Таким образом, введение стандарта дошкольного образования создает уникальную возможность повысить эффективность коррекционно- образовательной процесса в ГУО, а интегрированный подход является одним из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья.
Уже сегодня формируются предпосылки для того, чтобы изменить ситуацию в нашем дошкольном образовании в лучшую сторону, когда во главу угла будет поставлена не обученность детей формальным знаниям, умениям и навыкам, а общее развитие ребенка.
А это зависит и от нас с вами, ведь работа педагога – это творчество и искусство.
Литература
1.Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А.Волковой. – СПб.: КАРО, 2005.
2.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, 2003.
3.Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет. М.: творческий центр сфера, 2006.
4.Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике: метод. пособие / Г.В. Дедюхина. – М.: Айрис-пресс, 2006.
5.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
6.Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.
7.Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов. СПб.: КОРОНА принт, 2005.
8.Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб.: КАРО, 2008.
9.Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников: Учеб. пособие. – М., 2002.
10.Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.