Меню раздела


Преемственность в работе музыкального руководителя и учителя-дефектолога.

Роль учителя-дефектолога и музыкального руководителя в рамках комплексного педагогического сопровождения детей с нарушением речи

     Грамотная, компетентная деятельность музыкального руководителя,

понимание им сущности процессов воздействия музыки на психику ребенка,

развитие его коммуникативных, творческих и других способностей, строится

на тесном взаимодействии с учителем-дефектологом. Потому что именно

учитель-дефектолог, проводя регулярный мониторинг каждого ребёнка в

группе, определяет уровень его психического развития и разрабатывает

индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут.

     Учитель-дефектолог включается в разнообразную детскую деятельность.

Может, по согласованию с музыкальным руководителем,

поучаствовать в музыкальном занятии или развлечении, выступить с детьми

в концерте или на празднике.

Совместная коррекционно-развивающая деятельность учителя-дефектолога и музыкального руководителя, представляет собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

       Во время проведения такой интегрированной деятельности развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

       Совместная коррекционно-развивающая деятельность, с одной стороны – устраняет нарушенные речевые функции, а с другой – развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие учителя-дефектолога и музыкального руководителя осуществляется по трем направлениям, вы их видите на экране:

  1. диагностическое;
  2. коррекционно-развивающее;
  3. информационно-консультативное.

Осуществляя взаимодействие следует:

  1. Учитывать структуру речевого нарушения;
  2. Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  3. Учитывать уровень формирования общей культуры, наличие качеств, приобретенных в процессе коррекционно-развивающей деятельности.

И учитель-дефектолог и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению интегрированных занятий с детьми, руководствуясь следующими принципами:

Принципы построения совместной коррекционно-развивающей деятельности следующие:

  • Занятия строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими особенности психофизического развития.
  • Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
  • Принцип всестороннего воздействия
  • Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

       Можно выделить основные задачи, стоящие перед учителем-дефектологом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.

 

Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Коррекционно-развивающие

 

Укреплять костно-мышечный аппарат.

 

Развивать дыхание.

 

Развивать координацию движений и моторные функции.

 

Формировать правильную осанку.

 

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

 

Формировать способность восприятия музыкальных образов.

 

Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

 

Развивать речевое дыхание.

 

Развивать артикуляционный аппарат.

 

Формировать просодические компоненты речи.

 

Развивать фонематическое восприятие.

 

Развивать грамматический строй и связную речь.

 

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

 

Учитель-дефектолог:

  1. постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  2. укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  3. формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  4. коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  5. развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  6. совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  7. обучение умению связно выражать свои мысли;
  8. обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  9. развитие психологической базы речи;
  10. совершенствование мелкой моторики;
  11. Участие учителя-логопеда в режимных моментах.

 

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

  1. слухового внимания и слуховой памяти;
  2. оптико-пространственных представлений;
  3. зрительной ориентировки на собеседника;
  4. координации движений;
  5. умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
  6. темпа и ритма дыхания и речи;
  7. орального праксиса; (выполнение под музыку дутья, щелканья, цоканья и др. )
  8. просодики; (ритм, темп, тембр, логическое ударение)
  9. фонематического слуха.

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения, для выражения различных синтаксических значений, а также экспрессии и эмоций.

     Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе учителя-дефектогола и других специалистов ГУО.

 

 

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителем-дефектологом.

vПланирование взаимодействия учителей-дефектологов с музыкальным руководителем на учебный год.

vСовместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.

vУчастие учителей-дефектологов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.

vСоставление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.

vВыступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.

vИспользование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

 

На занятиях широко используется ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства».

Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, пляски под пение, хороводы.

Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.

Проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых). Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм.  Всё окружающее нас живет по законам ритма. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Чтение по слогам, ритмическая повторяемость действий и звуков в песенках и считалках – бесценное логопедическое упражнение! Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится плавной и красивой.

Рассмотрим на конкретных примерах, как решаются педагогические задачи в процессе проведения интегрированных занятий:

 

Педагогические задачи

 

Учитель-дефектолог

 

Музыкальный руководитель

 

Развитие мелкой моторики

 

 

Упражнения с различным дидактическим материалом.

 

Пальчиковые игры

 

 

Игра на детских музыкальных инструментах.

 

Танцевальные движения.

 

Театр с использованием кукол бибабо.

 

 

Развитие мимики

 

Массаж лица.

Гимнастика мимических мышц.

Произвольное формирование определенных мимических поз.

Связь мимики с интонацией

 

 

Развитие выразительности в пении и танце

 

Развитие речевого дыхания

 

 

Скороговорки.

Упражнения на развитие речевого дыхания.

Дифференциация ротового и носового дыхания.

Выработка нижнедиафрагмального дыхания.

 

Использование музыкальных духовых инструментов.

 

Распевки.

 

Упражнения на дыхание в танце.

 

 

Развитие голоса

 

Звуковая гимнастика.

 

Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

 

 

Хоровое пение.

 

Движения с речью

 

Развитие артикуляции под музыку.

 

Использование характерных ролей.

 

 

Развитие фонематического слуха

 

 

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.

Воспитание акустико-артикуляционного образа звука.

 

 

Использование попевок.

 

Хоровое и индивидуальное пение.

 

 

 

 

Развитие артикуляции

 

 

Упражнения с зеркалом.

 

Артикуляционная гимнастика.

 

Чистоговорки.

 

Массаж артикуляционного аппарата                          (индивидуально)

 

 

Разучивание   и пение попевок, песен.

 

Пение песен со звукоподражанием

 

 

Развитие грамматического строя речи 

 

 

Формирование навыков словообразования и словоизменения.

 

 

Преодоление аграмматизма

 

 

Разучивание текстов песен.

 

Драматизация.

 

Музыкальные спектакли, инсценировки.

 

Кукольный театр.

 

Развитие словаря

 

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.

 

 

Пополнение словаря музыкальной терминологией.

 

Обогащение словаря в процессе занятий.

 

Развитие монологической и диалогической речи   

 

Развитие номинативного, предикативного и адъективного словаря.

Формирование навыков составления диалога.

 

Развитие у ребенка желания говорить.

 

Воспитание навыков овладения монологической речью.

 

Драматизация.

 

Кукольный театр и куклы би-ба-бо.

 

Музыкальные спектакли

Разучивание текстов песен.

 

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры        

 

Участие детей в музыкальных представлениях.

Музыкально-коммуникативные игры.

 

Представленная модель взаимодействия учителя-дефектолога и музыкального руководителя позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности, создает предпосылки для эффективной коррекции имеющихся нарушений речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться в дальнейшем. Добиться стойкого положительного результата в коррекционной работе с детьми всегда сложно, но вполне осуществимо, если изменить форму и содержание непосредственно образовательной деятельности, использовать интегрированные виды ее организации и проведения.

Таким образом, введение стандарта дошкольного образования создает уникальную возможность повысить эффективность коррекционно- образовательной процесса в ГУО, а интегрированный подход является одним из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья.

Уже сегодня формируются предпосылки для того, чтобы изменить ситуацию в нашем дошкольном образовании в лучшую сторону, когда во главу угла будет поставлена не обученность детей формальным знаниям, умениям и навыкам, а общее развитие ребенка.

А это зависит и от нас с вами, ведь работа педагога – это творчество и искусство. 

Литература

 

1.Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А.Волковой. – СПб.: КАРО, 2005.

2.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, 2003.

3.Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет. М.: творческий центр сфера, 2006.

4.Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике: метод. пособие / Г.В. Дедюхина. – М.: Айрис-пресс, 2006.

5.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

6.Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.

7.Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов. СПб.: КОРОНА принт, 2005.

8.Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб.: КАРО, 2008.

9.Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников: Учеб. пособие. – М., 2002.

10.Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.