Меню раздела


Областной педагогический проект

 «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами детской журналистики»

Сроки реализации: 2021-2023

Цель педагогического проекта

развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами детской журналистики.

Руководитель педагогического проекта

Гяч Виктория Петровна, заместитель заведующего по основной деятельности;

тел+3751795 -6-50-28

Участники педагогического проекта:

Масюк Людмила Станиславовна, воспитатель дошкольного образования,  высшая квалификационная категория;

Цось Елена Ивановна, воспитатель дошкольного образования, первая квалификационная категория;

Мищихина Наталья Николаевна, учитель-дефектолог, высшая квалификационная категория.

Воспитанники средней группы в количестве 18 человек (от 6 до 7лет), воспитанники специальной группы для детей с ТНР №6 в количестве 12 человек (от 6 до 7 лет).

Материалы по реализации проекта:

Семинар «Критерии и показатели определения эффективности педагогического проекта «Развитие связной речи средствами детской журналистики»

Цель:  повысить уровень педагогической компетентности  педагогов по вопросам выявления динамики сформированности у детей среднего дошкольного возраста диалогической и монологической речи.

Задачи:

  1. познакомить с целью, задачами и теоретическим обоснованием педагогического проекта;
  2. систематизировать представления о методах выявления сформированности у воспитанников диалогической и монологической речи

Теоретическая часть

Целью педагогического проекта является создание условий для формирования связной речи воспитанников дошкольного возраста средствами детской журналистики.

Задачи педагогического проекта

1)       создать образовательное пространство для успешной реализации педагогического проекта;

2)       организовать педагогическое и научно-методическое сопровождение проекта;

3)       организовать образовательный процесс с воспитанниками по развитию связной речи детей дошкольного возраста средствами детской журналистики;

4)       оценить результативность и эффективность проделанной работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста средствами детской журналистики.

5)       подготовить методические рекомендации и проектные продукты, способствующие развитию связной речи воспитанников средствами детской журналистики в условиях образовательного процесса.

Модель будущего образовательного процесса

Использование детской журналистики в процессе реализации педагогического проекта позволит создать оптимальные условия для развития диалогической и монологической речи детей дошкольного возраста посредством их активного вовлечения в познавательную, коммуникативную, игровую и художественную виды деятельности.

Педагогический проект рассчитан на 2 года (2021 – 2023). Проектирование и осуществление образовательной работы пройдет в три этапа в средней (от 4 до 5 лет) и старшей (от 5 до 7 лет) группах.

1 этап – подготовительный. На первом этапе будет проанализирован отечественный и российский опыт развития связной речи детей дошкольного возраста средствами детской журналистики; отобраны методы, приемы и формы организации детской деятельности в учреждении дошкольного образования; разработано перспективное планирование по развитию связной речи детей дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей; пополнена развивающая предметно-пространственная среда.

2 этап – основной. На втором этапе - использование в образовательной практике отобранных методов, приемов и форм детской журналистики для развития связной речи детей средней и старшей групп; определение их эффективности;

3 этап – итоговый. На третьем этапе - проведение наблюдения за поведением воспитанников в специально организованной и нерегламентированной деятельности, анализ их содержания; бесед с детьми, обобщение и описание результатов опыта, осуществление его распространения на практическом и методическом уровне.

Занятие детской журналистикой с целью развития связной речи детей дошкольного возраста в рамках реализации педагогического проекта предполагает создание воспитанниками разнообразных продуктов речевой деятельности (описаний, повествований, рассуждений, интервью, стихотворных текстов и др.) для газет, журналов, выпусков новостей, видеорепортажей, видеоблогов как при помощи взрослых, так и по собственной инициативе. Кроме того, использование детской журналистики будет способствовать повышению речевой мотивации детей, содействовать вовлечению их в познание окружающего мира (социального, предметного, природного) и развитию любознательности.

 

Практическая часть

Результативность педагогического проекта определится путем выявления динамики сформированности у детей диалогической и монологической речи (в сравнении на начало и завершение каждого года реализации педагогического проекта). Развитость связной речи воспитанников определится по умениям составлять разные виды рассказов. Для оценки результативности взяты критерии оценки детских рассказов, разработанные О.С. Ушаковой.

 

Критерии

Показатели

Способы (инструменты) измерения

Содержательность

 

Полно и интересно ребенок передал содержание готового литературного текста и собственного рассказа

Задания «Расскажи сказку», «Моя любимая игрушка», творческий «Как я провел выходные» и др.

Логическая последовательность

 

Логический переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ без лишних вставок и повторений, пропусков существенных эпизодов

Рассказ по серии сюжетных картинок, пересказ сказки, рассказа, рассказ-повествование на тему: «Как мы сходили в библиотеку» и др.

Грамматическая правильность речи

Правильное построение предложений, связь предложений между собой, т.е. грамотное оформление высказывания

Игровое задание «Статья для журнала», «Мой видеоблог», «Опиши куклу».

Точность речи 

 

Умение передать мысль в соответствии с излагаемым текстом

Задания «Расскажи сказку», пересказ знакомого текста и др.

Богатство языковых средств

 

Использование в речи разнообразных лексических средств

Игровое задание «Моя любимая игрушка», «Статья для журнала», «Мой видеоблог»

Коммуникативные умения

Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета

Методика «Рукавички» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)

 

При обследовании связной речи выявляется умение детей составлять полный рассказ по заданной теме (с использованием наводящих вопросов). Проверяются следующие умения:

1) в рассказе отражать начало, основную часть и конец (вывод по заданной теме);

2) последовательно передавать развитие сюжета;

3) перечислять основные произведения и события биографии автора;

4) соединять высказывания через разные типы связи.

В результате диагностики связной речи, мы можем судить о других направлениях речевого развития воспитанников: уровень развития словаря, сформированность грамматического строя речи и звуковой культуры речи. Обследование проводится в виде индивидуальной беседы с каждым ребенком (не более 15 минут).Для выводов по диагностики используется метод педагогических наблюдений за ребёнком в течении дня, при его общении со сверстниками и взрослыми.

 

Методика «Рукавички» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)

Инструкция по проведению: двум детям одного возраста предлагается по одному изображению рукавички и одинаковому набору карандашей. Необходимо украсить рукавички так, чтобы они составили пару, были одинаковыми. Перед выполнением задания детям поясняют, что об узоре рукавичек нужно договориться, а потом уже приступать к рисованию.

Критерии:

Продуктивность совместной деятельности

Умение детей прийти к общему решению, способность убеждать сверстника, аргументировать свою точку зрения.

Эмоциональное отношение дошкольников к совместной деятельности

Рассказ по серии сюжетных картинок.

     

     

Список использованных источников

  1. Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания) / М-во образования Респ. Беларусь – Минск : НИО, 2019. – 479 с.
  2. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре  / О. А. Бизикова. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с.
  3. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 4-5 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005. – 221 с.
  4. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2012. – 120 с.