Меню раздела


Областной педагогический проект

 «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами детской журналистики»

Сроки реализации: 2021-2023

Цель педагогического проекта

развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами детской журналистики.

Руководитель педагогического проекта

Гяч Виктория Петровна, заместитель заведующего по основной деятельности;

тел+3751795 -6-50-28

Участники педагогического проекта:

Масюк Людмила Станиславовна, воспитатель дошкольного образования,  высшая квалификационная категория;

Цось Елена Ивановна, воспитатель дошкольного образования, первая квалификационная категория;

Мищихина Наталья Николаевна, учитель-дефектолог, высшая квалификационная категория.

Воспитанники средней группы в количестве 18 человек (от 6 до 7лет), воспитанники специальной группы для детей с ТНР №6 в количестве 12 человек (от 6 до 7 лет).

Материалы по реализации проекта:

Консультация для родителей «Детская журналистика как средство речевого развития воспитанников»

Подготовил:

заместитель заведующего

по основной деятельности   Гяч В.П.

 

Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Обращение к «Детской журналистике» наполнит новым содержанием привычную среду развития ребенка, приобщит дошкольников к миру Медиа, будет эффективным фактором развития их познавательных интересов.

Организация журналистской деятельности детей дошкольного возраста с применением, в частности метода интервьюирования, усилит речевую мотивацию к созданию условий для формулирования вопросов, а также к построению ими самостоятельных высказываний и рассуждений. При этом детскую журналистику можно использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе. Данная технология способствует:

  • развитию связной диалогической речи;
  • развитию коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом;
  • расширению и активизации словарного запаса;
  • закреплению навыков ведения диалога;
  • способствует творческому и социальному самовыражению дошкольников;
  • развитию умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
  • формирует начальные представления о профессиональных журналистских качеств и навыков.

   

Технология журналистики содержит два основных блока: познавательный и деятельностный. Познавательный блок предполагает работу расширение представлений детей о средствах массовой информации, о роли газет, журналов и детских передач в жизни людей, формирование начальных представлений о профессиях, связанных с журналистикой:

  • Знакомство с такими понятиями, как «Журнал» и «Газета»,
  • История создания газеты и журнала, телевидения
  • Целенаправленное рассматривание и изучение
  • Знакомство с профессией «Фоторепортера»
  • Знакомство с историей создания Фотоаппаратов
  • Знакомство с профессиями: «Журналист», «Редактор», «Диктор», «Оператор» «Художник — оформитель».

   

После обсуждения детьми особенностей профессии журналиста и необходимых атрибутов в группе создается «центр журналистики» или «пресс-центр». Туда входят такие атрибуты, как фотоаппарат, блокноты, бейджики с символами выполняемых функций, микрофоны, бескозырки, косынки, блокноты, образцы журналов, мультимедиа. По мере выкладывания атрибутов, с детьми обсуждаем, как и для чего они используются.

«Деятельностный блок» — это игры и ситуации, в которых на практическом примере, последовательно раскрывается взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса (выбор темы и названия газеты или передачи, определение рубрик распределение ролей, оформление газеты и т.д.).

Выбрать название газеты помогает прием мозгового штурма, дети предлагают названия, любые, даже фантастические, а в конце выберет самый интересный вариант.

При выборе рубрик лучше использовать модели. Эти модели можно придумать вместе с детьми после рассматривания журналов. Например, это рубрики: интервью, литературная страничка, полезные советы, наши достижения, от улыбки всем светлей, игралочка, с места событий.

Для выбора рубрик можно использовать вариант игры «Хорошо-плохо». По порядку обсуждаются рубрики – нужно ли ее использовать для данной темы или нет. А после обсуждения дети голосуют за понравившиеся рубрики.

Выбор ответственных за рубрику и выбор редактора - он поможет найти достоинства и недостатки оформленных страниц газеты.

Например, литературную страничку нужно оформить со стихами, загадками, а в рубрике «Интервью» — придумать вопрос и взять интервью, в рубрике «Полезные советы» — подобрать советы, рекомендуемые по теме.

Обязательно подведение итогов и оценка результатов детской деятельности (само анализ, рефлексия) . Журналисты рассказывают, что, как они оформили на своих страничках. А редактор выскажется после всех-что ему понравилось, а что следует изменить. Готовый номер предлагается для чтения другим группам, родителям.

Завершающим в работе является составление нового номера газеты, т.е. снова определяются тема, название газеты, рубрики, ответственные за рубрики.

Таким образом, организация такой работы очень увлекательна для детей, прививает детям начальные навыки учения, способствует развитию таких качеств, как самостоятельность, наблюдательность, любознательность, организованность, профессиональное самоопределение. Развивает речь ребенка, творческие способности.