Меню раздела


«Дети и деньги»

Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «финансового» воспитания ребенка — это идею о взаимосвязи общего стиля воспитания и частных вопросов. Обладание «имуществом» развивает в людях чувство ответственности за него, и это совсем неплохой путь к развитию самостоятельности мышления. Отсюда вытекает первый принцип «финансового воспитания»:

  1. Cоблюдать гарантии неприкосновенности частной собственности. Тем, что лежит ребенку, может распоряжаться только он сам. Причем, это относится не только к деньгам, но и к игрушкам, книжкам и т.д. То есть, если оговорено, что данная вещь принадлежит ребенку — нельзя ругать его за то, что он вздумал ее подарить кому-то, или обменять, или просто испортил. Только осознание последствий своего поступка может в дальнейшем удержать ребенка от неверного шага. Иными словами, пусть лучше обнаружит, что зря подарил другу новенький самосвал, чем лет через 20 — что опрометчиво расстался с автомобилем или квартирой. Естественно, при появлении той или иной вещи, надо попробовать найти ей «хозяина» (чья она?) и ненавязчиво объяснить ребенку, что он может с этой вещью делать, как распоряжаться ею и т.д. Можно вспомнить и свое детство, рассказать, как лично берегли или не берегли, свои игрушки, и что из этого получилось. Иными словами, прорисовать перспективу «жизни» той или иной вещи. Тогда ребенок будет готов к тем неожиданностям, с которыми может столкнуться (потерялась, разбилась, порвалась – или сохранилась так хорошо, что служила много лет, и была самой любимой).
  2. Принять все убытки заранее. Никакой опыт не бывает бесплатным. Задать себе вопрос: согласны ли «потерять» энную сумму сейчас, когда многое поправимо, чем столкнуться с необратимой ситуацией в дальнейшем? В конце концов, любые курсы усовершенствования работают за плату. Помните, что с нами ребенок учится, имея страховку, — которой у него, возможно, не будет в дальнейшем. Поэтому пусть он при нас совершит как можно больше ошибок! Наша задача здесь — не ругать и укорять, а разбирать эти случаи с чисто исследовательской целью. Когда ребенок поймет, что мы хотим ему помочь, он будет прислушиваться к нашим советам.
  3. Всегда объяснять, почему потратить деньги можно именно таким образом. В покупке важна не она сама, а обсуждение вокруг нее — возможные варианты, соотношение качества и стоимости, ее влияние на отношения с другими «Теперь ты сможешь пригласить своих друзей и послушать этот диск вместе с ними!»). Это приучает ребенка выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы. Советоваться с ним и при совместных (или только наших!) покупках. Польза двойная: можно будет увидеть, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки «как у всех»«как ни у кого»«очень дешево»«выглядит дорого»«все ахнут» и тд.) и получить иной взгляд со стороны.
  4. Четко соблюдать договорённость: никаких «дополнительных финансовых вливаний, если ребёнок нерационально распорядился первичной суммой; всегда надо отдавать обещанное, в противном случае – не обещать невыполнимого. Самая распространённая ошибка родителей – это компенсация утерянного (неправильно потраченного) ребёнком.
  5. Обязательно определять систему финансирования ребенка. Чем раньше он получит в свои руки деньги, тем лучше! (Оптимально — с Зх лет). Ведь для того, чтобы научиться чему – то, (ну например, выращивать цветы выращивать, разговаривать по телефону и т.д.) надо делать это как можно чаще. Навык формируется при непосредственном действии и его многократном повторении!

На основании вышеизложенных принципов разработана система финансового обучения ребёнка. Вот её суть.

Система финансирования (карманные деньги). Главный тезис: карманные деньги — это те средства, распоряжаться которыми, ребенок может по своему усмотрению, несмотря на советы!!! Всегда надо помнить, что это не способ поощрения или наказания, а средство развития определенных навыков, своеобразный инструмент — такой же, как нож или вилка (для еды), молото (для забивания гвоздей), лейка (для поливки цветов). Какие позиции надо определить в первую очередь?

  • Периодичность выдаваемых средств;
  • Размер (сумма)
  • Что входит в перечень затрат
  • Штрафные санкции.

Периодичность выдаваемых средств: оптимально — еженедельно. Размер: естественно, чем меньше ребенок, тем меньше сумма. Исходить надо из своих возможностей, но поинтересоваться у ребёнка, какая сумма его бы устроила. Этим определять его запросы. Если запросы сильно высоки, часто дети, кстати, не очень требовательны, вместе нужно откорректировать их, объяснив, что можем выделить, определенные средства.

Что входит в перечень затрат (или: что ребенок может и что должен покупать на эти деньги). Надо напоминать ребенку, что деньги — это средство для получения чего-то, а не цель сама по себе. Многие дети мечтают стать богатыми. Лучше, если они будут иметь деньги, построить корабль, открыть школу, путешествовать и т.д.

Обязательно надо интересоваться, куда потрачены деньги или оплачены ли необходимые расходы. Однако нельзя настаивать на полном отчете о личных тратах — надо уважать тайны ребёнка, его возможные промахи.

Если потратил свои деньги «не так» — надо объяснить, как надо (или как сделали бы вы) и почему именно так. Не надо жалеть ребенка, если он «попал» (не так потратил, обсчитался и тд.) Лучше обсудить, почему так получилось, что он не учел. Посочувствовать: «Ну, что ж…». Никогда не предлагать финансовую компенсацию, ограничиться психологической. Если потерял – никогда не ругать, иначе он будет бояться «связываться с деньгами». Сказать просто, что с вами такое же случалось, и не раз.

Система штрафов – это что-то вроде деловой игры, когда убытки и не смертельны, но весьма неприятны.

Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для ребёнка. Это покажет, на сколько, он готов к материальной ответственности за свои действия, насколько внимателен, самостоятелен и справедлив к потребностям других. Как считает Орлова И.Ю., дети знакомятся с понятием штраф в общественном транспорте, когда некоторые люди не платят за билет. Обычно первое упоминание о штрафах возникает в случае, когда вы даете ребенку деньги в долг. Если вы дали ребенку денег в долг — обязательно требуйте возврата всей суммы в срок. Сразу надо оговорить штрафные проценты (пени) и не стесняться настаивать на их выплате. Пусть ребенок поймёт, что за невыполненные обязательства надо платить. Лучше закрепить свое соглашение письменно (распиской). Это повышает ответственность ребенка за данное слово, и позволит ему в будущем внимательнее относиться к чужим обещаниям, настаивать на соблюдении юридических норм. И так, что же дает детям система самостоятельного распоряжения деньгами?

  1. Умение считать.
  2. Знание о соотношении стоимости вещей (услуг)
  3. Умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим тд.), развивать мышление и способности анализировать.

4. Умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного – и соответственно определять приоритеты).

5. Повышение самооценки, чувства собственного достоинства. Как любой навык (знание, умение) — новый опыт прибавления уверенности. «Я сам что-то решаю»). Мера психологической зрелости — это мера ответственности. Чтобы почувствовать себя взрослым, надо познать себя через действие, через проявление себя в тех или иных ситуациях. Механизм здесь таков: поступок — последствия — осознание — понимание — психологическая зрелость — новый, уже более зрелый поступок.

6. Познание себя. Иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали — все это ведет к рефлексии.

7. Познание других. Чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем. Уважение интересов других — тоже важно. Осознав, как иногда трудно лишиться части своей собственности, не будет претендовать на собственность другого (в том числе и на вашу).

8. Радость благотворительности, безвозмездной помощи другим. Это важно! Можно да предложить ребенку пожертвовать часть его средств на добрые дела и посмотреть, как он к этому отнесется, хороший тест для родителей — кого же мы вырастили? Что нас ждет в старости?

9. Возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность поучаствовать в общем деле и тд.). Здесь база для становления субъективности ребёнка.

10. Знакомство с основными финансовыми понятиями – «долговое обязательство, кредит, договор, расписка и тд.» Современному человеку наряду со знанием компьютера и иностранного языка сегодня также необходимы начальные знания в финансовой сфере. Рынок есть рынок... К тому же, не исключен вариант, что обучение отношениям с деньгами станет для ребенка первой ступенькой в выборе сферы профессиональной деятельности.

11. Умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения. Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.

Развитие самостоятельности

Дети всё хотят сами, причем даже то, что еще не умеют. Заканчивается это часто весьма плачевно: родители сердятся, ребенок в слезах. Взрослые забывают об одном золотом правиле: умение и опыт приходят не сразу... Поэтому, раз никуда не деться от подобного «испытания», лучше подойти к проблеме с другой стороны.

Безусловно, вам легче и сподручнее самому быстро одеть малыша, натянуть на него колготки, ботинки, завязать шнурки. Но если вы хотите вырастить неумеху, а вполне зрелого, самостоятельного человека, вам стоит запастись терпением и предоставить ребёнку и самому помучиться над непослушной одеждой, обувью, едой и т. д.

Наверняка вы сами видите: как бы мало ни умел еще ваш ребенок, он стремится быть самостоятельным. ему очень хочется продемонстрировать свои таланты, показать, какой он ловкий, умелый. Так, может быть, стоит пойти ему навстречу, тем более что ваши цели, в конечном счете, совпадают?

Долгое время бытовало мнение, что ребенок — еще неполноценное существо, он еще не является личностью, не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не падающие с желаниями взрослых. Чем старше становился ребенок, тем больше в нем находили черт, делающих его похожим на взрослого, но сути дела это не меняло. Печальная картинка, не правда ли?

И только в последнее время за ребенком наконец-то признали право быть личностью. Ну, разве возможна личность без самостоятельности?

Что — же это такое — самостоятельность? Как ни странно, ответ на этот вопрос отличается у разных людей. Для одних людей это поступки, которые человек совершает сам, без иронией помощи и подсказки. Для других — способность рассчитывать только на свои собственные силы. Для третьих — возможность не зависеть от мнения окружающих, свободно выражать свои мысли, чувства. Кто-то скажет, что самостоятельность — это умение распоряжаться собой и своим временем по своему усмотрению. А для кого-то она означает необходимость ставить перед собой такие задачи, которых раньше никто не ставил, и самому их решать.

Все эти оценки верны, они ясно говорят о самостоятельности человека, отмечают зрелость личности. Но можно ли так сказать о малыше двух-трех-четырех лет? Вряд ли. Ни одно из определений безоговорочно нельзя отнести к ребенку в силу многих причин, и прежде всего, возраста.

Что же получается: те психологи, которые утверждали, что полная самостоятельность у детей невозможна, были правы? И да и нет. В вопросе о самостоятельности можно найти как положительные, так и отрицательные стороны.

Плюсы

Самостоятельность запрограммирована в любом ребенке, наступит время, она обязательно проявится сама собой. Тогда родителям нужно будет только направлять ее в нужное русло.

Самостоятельность нужно не просто поощрять, к ней надо готовить: заниматься с ребёнком, помогать ему на первых порах во всем, постепенно доверяя все больше и больше.

Самостоятельности необходимо стимулировать.

Но самооценка тесно связана с таким качеством, как самокритичность, которая считается противоположностью самостоятельности. Ведь самокритичность — это постоянные сомнения в правильности своих действий, поступков, мнений, то есть постоянная; уверенность. А неуверенность в себе подавляет самостоятельность. Однако самокритичность является спутником адекватной самооценки, так как позволяет контролировать и корректировать свои поступки.

Минусы

Следует отличать самостоятельность от упрямства. Самостоятельность говорит о том, что ребенок готов к преодолению трудностей, то есть у него есть воля. Упрямец же слабоволен, он не может отказаться от принятого решения, когда этого требуют ситуация и здравый шел, даже если он видит, что решение неправильно и приведет к негативным последствиям.

Упрямство проявляется и в желании делать все наперекор родителям: на все просьбы он говорит: «Нет» — и делает все наоборот. Ребенок говорит вам «нет», чтобы утвердить себя. Причем это касается практически всех областей его жизни — еды, прогулок, игр, купания, а и т. д. Родителям кажется, что они терпят поражение, что все, что было достигнуто в предыдущий период, идет насмарку, но это не так. Ребенок таким образом — через противостояние — постепенно строит свою личность, становится индивидуальностью.

Находясь во власти противоречивых чувств и эмоций, ребенок может стать беспокойным, нервным и приобрести привычку к противостоянию, что может проявляться в агрессивности. Неизбежно в таких случаях возникают конфликты. Ребенок пробует, как далеко он может зайти.

Ни в коем случае нельзя отвечать грубостью на грубость ребенка. Но пускать все на самотек и плыть по течению, только чтобы избежать конфликтов, крайне вредно. Ребенок должен знать, что всему есть предел.

При воспитании самостоятельности часто забывают об ответственности, а ведь это чувство необходимо формировать с самого раннего возраста! Необходимо с самых ранних т объяснять малышу, что, если он взялся за какое-то дело, обязательно должен довести о до конца! Этот принцип должен лечь в основу воспитания.

Но он не означает, что вы не должны помогать ребенку, когда этого требует ситуация, «еже вы можете освободить малыша от самостоятельного выполнения какой-то части здания, если видите, что он не в состоянии с ней справиться.