Меню раздела


Экономические сказки для детей

Значительное место при ознакомлении детей дошкольного возраста с экономикой отводится сказкам, которые используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др. и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («деньги», «труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).

Сказки, которые могут использоваться в работе с детьми с целью их экономического воспитания:

«Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого;

«Трое из Простоквашино» и «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского;

«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина;

«Федорино горе» К.И. Чуковского;

русские народные сказки «Теремок», «Лиса и волк»,

венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка» и др.

Народная сказка воспитывает у детей такие «экономические» качества личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность. На основе известных сказок составляются проблемные ситуации, решение которых способствует развитию у ребёнка логики, творчества, самостоятельности мышления.

Сказка обладает социальным, нравственно-педагогическим, обучающим потенциалом, создаёт богатые возможности для развития  творческого воображения, познавательной активности ребёнка. Она превращает слушателя из объекта в субъект взаимодействия.

Авторская сказка, содержанием которой является познавательный материал (экономическая, экологическая сказка),  имеет свою специфику. Она не только развивает личность, творческую сущность ребёнка, акцентирует внимание на необходимых представлениях, но является одним из путей познания действительности. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивы, можно более успешно развивать творческий, интеллектуальный потенциал детей дошкольного возраста. В авторских сказках с экономическим содержанием можно использовать проблемные ситуации, вопросы и задания на развитие самостоятельности, ассоциативности мышления. Погружение в сказочную атмосферу помогает ребенку активизировать собственную деятельность, легко и непринуждённо освоить необходимые представления и умения.

В познавательной сказке можно предложить детям не только познавательный материал, но и продумать варианты творческих заданий.

Сказка А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»

Задание: ответить на вопросы:

- Почему старик по первой просьбе отпускает рыбку?

- Какой стала старуха после последней встречи старика с золотой

- Как повела себя старуха с простыми людьми, когда стала боярыней?

- Так какая же была золотая рыбка по своему характеру?

- Почему золотая рыбка не выполнила последнее желание старухи?

- Если ты станешь предпринимателем, каким ты будешь?

Русская народная сказка «Морозко».

Задание: ответить на вопросы:

- Как жилось падчерице в доме отца?

- Почему мачеха к ней относилась?

- Как девица относилась к работе?

- Зачем мачеха приказала мужу отвезти девушку в лес?

- Какую награду получила девица от Морозко?

- Игра «Богатство - это дар».

- Как разбогатела падчерица?

Сказка С.Маршака «Кошкин дом».

Задание: ответить на вопросы:

- Какую нужду испытывали котята?

- Какие возможности были у тети Кошки?

- Какие «золотые правила» она нарушала, когда отказала котятам в

Сказка Г.Х.Андерсена «Дюймовочка».

Задание: ответить на вопросы:

- Почему ласточки улетают в теплые края?

- Почему Дюймовочка захотела улететь на юг вместе с ласточкой?

- Каким «золотым правилам» следовала ласточка, когда согласилась

взять Дюймовочку с собой?