Меню раздела


«Музыкальные игры в семье»

Уважаемые мамы и папы!

       Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека.

       Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Особенно ярко  воспевает она великую гармонию природы.

       Давно замечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучиям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира.

       Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключам – это важная предпосылка формирования действительности прекрасного во всех отношениях человека.

      Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней желания активно проявить себя в этой сфере.

       Ребенок реагирует на мелодическое пение матери, затихает и прислушивается к нему уже с первых дней своего существования. У него проявляется способность к практическим действиям — подстраиваться к певческим звукам, приплясывать на руках взрослых под веселую музыку, чувствуя инстинктивно ритм, темп. Следуя за взрослым, он начинает воспроизводить музыкальную мелодию, постепенно сам становится «творцом» — может сочинить несложную песенку. Под руководством взрослого ребенок учится сопереживать, фантазировать и воображать в процессе восприятия музыки. Он стремится проявить себя в пении, танце, игре на музыкальных инструментах. Каждый ищет неповторимый характер движения, изображая веселую птичку и жужжащего шмеля, неуклюжего медведя и хитрую лису.

       Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается проявлять себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинений и подборе мелодии при игре на музыкальных инструментах. Детей отталкивает все монотонное и скучное, поэтому для них имеет значение занимательный характер проведения занятия. Поэтому свои занятия я строю на игровых ситуациях, поскольку игра – насущная потребность ребенка, путь к познанию мира, школа жизни. В игре дети находят выход своей неуемной фантазии, огромной энергии, проявляют в полной мере свои способности.

      Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку. В процессе музыкальной деятельности формируются музыкальные способности , развивается мелодических слух, ребенок учиться точно самостоятельно петь  несложные  песни, развивается динамический слух, чувство  ритма, тембра, музыкальная память и музыкально-ритмические движения и т.д.  Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой, вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор.

Музыкальное воспитание осуществляет интенсивное эстетическое развитие дошкольника: Формирует навыки правильного, осознанного восприятия различных (посильных для данного возраста) явлений. Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пению, игре на детских музыкальных инструментах помогает ребенку вслушиваться и внимательно относиться к различным свойствам музыкальных звуков, и их сочетаниям, связывая это с определенными пространственными представлениями (выше – ниже, длиннее – короче).

      Музыкальные развивающие игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах — музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

"Громко – тихо"

Игровой материал: Два кубика: большой и маленький.

Ход игры:

 1-й вариант: Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи, после прослушивания дети показывают кубик большой – громко, маленький – тихо.

 2-й вариант: Громко или тихо сказать своё имя, по мяукать, по хрюкать. Взрослый исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю. На форте дети хлопают в ладоши, на пиано – выполняют «фонарики». Можно использовать любые движения. Игра проводится сначала только по показу взрослого.

 "Нарисуй песню."

 Цель: Учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в рисунке.

 Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры.

 Ход игры: Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.

 «Громко – тихо запоём»

 Игровой материал: Любая игрушка.

Ход игры: Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.

 «Угадай мелодию»

 Игровой материал: записи песен, фишки.

Ход игры: Исполняется мелодия песни или проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и поют вместе с взрослым. За правильно угаданную мелодию участник игры получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

2 вариант: первый участник пропевает мелодию известной песни на любой слог(ля, на и т.д.) Второй участник должен угадать название песни. После правильного ответа участники меняются ролями.

 «Танцы сказочных персонажей»

 Ход игры: Взрослый предлагает ребенку станцевать танец так, как его бы станцевали сказочные персонажи (лисичка, заяц, медведь, Чебурашка и т. д.)

 Родителям, желающим развивать творческий потенциал ребенка, надо вести себя с ребенком на равных. Во всяком случае, фантазировать, в играх с детьми. Ребенок, с его необычной тонкой восприимчивостью, должен почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы, как и он, получаете от всего этого удовольствие.

Только тогда он раскроется, будет искать творческий момент в любом деле. И наконец, будет сам придумывать новые игры.

«Аплодисменты»

Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Первый из участников придумывает простейший ритмический рисунок и прохлопывает его в ладоши. Второй участник старается его в точности повторить и т. д.

«Поймай ритм!»

Цель: Развитие ритмического слуха и умения слушать.

Кол-во участников: От 3до 8.

Основной вариант: Группа садится в круг. Ведущий хлопает в ладоши, используя несложный ритм, который легко повторить. По мере возможность участники присоединяются к ведущему и, в конце концов, хлопают все вместе. Затем ведущий может остановиться и задать другой ритм.

Замечания: Возможно, ведущему нужно будет побуждать участников

Внимательно слушать и не хлопать беспорядочно в ладоши.

Другие Варианты:

Можно отстукивать ритм на разных частях тела.

Каждому участнику поочередно можно предлагать стать ведущим.

Для сопровождения можно использовать аудиозапись

Участники могут повторять заданный ритм один за другим, по очереди.

Когда первый ритм будет освоен всей группой, ведущий может переходить к следующему без перерыва. Он: может произнести: «Все меняется». Чтобы подать группе сигнал перехода к новому ритму.

«Стучалки»

Цель: развитие ритмического и тембрового слуха.

Ход игры: для этой игры нужны музыкальные инструменты. Если дома нет музыкальных инструментов подойдут предметы, с помощью который можно извлечь звук, например металлические столовые приборы, кубики, и др. Желательно использовать разные по тембру материалы- деревянные шкатулочки или пластиковые коробочки и т. д.  Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.

Первый участник придумывает и проигрывает ритм на предметах, например, палочкой простучать часть ритмического рисунка по деревянной поверхности, а часть по металлической. Второй участник повторяет ритмический рисунок с использованием тех же самых предметов.

«Цепочка»

В игре используется песня, которую знают все участники игры, например детские песенки из мультфильмов. Первый участник поет первую строчку песни, второй вторую и т.д. И так спеть всю песню без остановки.

Игру можно разнообразить движениями. Бег можно заменить прямым и боковым голопом, хороводом, танцевальными движениями, а так же можно передавать в движении образ животного или любого сказочного персонажа.

«Займи место»

В эту игру желательно играть большой семьей. На середину комнаты ставится несколько стульев, количество стульев зависит от числа игроков и должно быть на один меньше. Ведущий включает веселую и ритмичную музыку, игроки бегают вокруг стульев. Ведущий останавливает музыку и участники игры должны занять стульчик. Тот кто не успел занять стул – выходит из игры и убирается один стул. Игра продолжается пока не останется один стул и один участник.

«Продолжи»

Темы для этой игры разнообразны: это могут быть имена и фамилии композиторов (Людвиг Ван Бетховен, Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Петр Ильич Чайковский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Владимир Яковлевич Шаинский и др.),знакомая строчка из песни и т. д.

«Кошка Мурка и музыкальные игрушки»

Цель: развитие  тембрового слуха.

 Игровой материал: музыкальные игрушки - дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; мягкая игрушка-кошка, коробка.

Ход игры: взрослый приносит коробку, перевязанную лентой, достаёт оттуда кошку и сообщает, что кошка Мурка пришла в гости и принесла музыкальные игрушки, которые предложит ребёнку, если он узнает их по звуку. Взрослый незаметно для ребёнка (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Ребёнок называет их.

«Танец шляпы»

Цель: Развитие сотрудничества в группе.

Что понадобиться: Шляпа синтезатор или аудиозапись

Кол-во участников: От 4 до8.

Основной вариант: Группа садится в круг. Когда начинает звучать музыка, участники передают шляпу по кругу. По очереди, надевая ее на голову своего соседа. Когда звучание музыки прерывается, ведущий просит участника, у которого в этот момент оказалась шляпа. Показать какое-то движение – с тем, чтобы все остальные его повторили. Музыка начинает звучать вновь, и игра продолжается.

Замечания:

Ведущему нужно следить за тем, чтобы передача шляпы происходила именно через надевание. А не стягивание ее с соседа. Темп музыки может влиять на скорость передачи шляпы.

Другие варианты : можно передавать другие предметы -шарф, перчатки, мяч и т.д.

  Детство – самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства … они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.