Меню раздела


Районный педагогический проект

 «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами театрализованной деятельности»

Сроки реализации: 2021-2024

Цель педагогического проекта

создание условий для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами театрализованной деятельности.

Руководитель педагогического проекта

Гяч Виктория Петровна, заместитель заведующего по основной деятельности.

тел: +3751795 -6-50-28

Участники педагогического проекта:

Жук С.К., заведующий учреждением;

Серченя Юлия Владимировна, воспитатель дошкольного образования, высшая квалификационная категория;

Семенова Елена Владимировна, воспитатель дошкольного образования, высшая квалификационная категория;

Доморад Галина Михайловна, воспитатель дошкольного образования, высшая квалификационная категория;

Воспитанники специальной группы для детей с ТНР №5 в количестве 13 человек (от 4 до 5 лет), воспитанники специальной группы для детей с ТНР №1 в количестве 15 человек (от 6 до 7 лет).

 Консультант педагогического проекта:

Макаренко Людмила Михайловна,  методист ГУО "Слуцкий районный учебно- методический кабинет"

Материалы по реализации проекта:

 

Семинар-практикум «Критерии и показатели определения эффективности педагогического проекта «Формирование коммуникативных умений у детей с тяжелыми нарушениями речи средствами детской журналистики»

Подготовил:

заместитель заведующего

по основной деятельности

Гяч В.П.

Цель: повысить уровень педагогической компетентности педагогов по вопросам выявления динамики сформированности у детей младшего и старшего дошкольного возрастакоммуникативных умений.

Задачи:

  1. познакомить с целью, задачами и теоретическим обоснованием педагогического проекта;
  2. систематизировать представления о методах выявления сформированности у воспитанников коммуникативных умений.

Теоретическая часть

Целью педагогического проекта является cоздание условий для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами театрализованной деятельности.

 

Задачи педагогического проекта:

1)       создать образовательное пространстводля успешной реализации педагогического проекта;

2)       организовать педагогическое и научно-методическое сопровождение проекта;

3)       организовать образовательный процесс с воспитанниками по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами театрализованной деятельности;

4)       оценить результативность и эффективность проделанной работы по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами театрализованной деятельности.

5)       подготовить методические рекомендации и проектные продукты, способствующие по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами театрализованной деятельности в условиях образовательного процесса.

 

Модель будущего образовательного процесса

Исследования С.В. Артамоновой выявили особенности в отношении отдельных собственно коммуникативных умений у детей с ТНР — это снижение мотивационной потребности в общении, что проявляется в неумении поддерживать разговор, стимулировать собеседника на его продолжение; несоответствие связного высказывания коммуникативной задаче; трудности учёта взаимодействия интонации, смысловых и синтаксических отношений между репликами и другие.

О.В. Дзюба отмечает, что у детей с ТНР имеются трудности в употреблении речевых средств общения: в использовании отдельных ситуативных односложных речевых высказываний, ограниченность и неадекватность реализуемых коммуникативных тактик, однообразие коммуникативных типов высказываний.

Анализ литературы по теме педагогического проекта позволил сделать вывод о том, чтонедостаточное развитие речевых средств, несформированность основных форм коммуникации, низкий уровень становления общесоциальных и конкретно-личностных отношений детей с ТНР приводят к их социальной дезадаптации, что затрудняет процесс взаимодействия со сверстниками в условиях интегрированного обучения и воспитания. Таким образом, сформированность коммуникативных умений является одним из условий успешной адаптации и интеграции детей с ТНР.

Использование театрализованной деятельности в процессе реализации педагогического проекта позволит создать оптимальные условия для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством их активного вовлечения в познавательную, коммуникативную, игровую и художественную виды деятельности.

Педагогический проект рассчитан на 3 года (2021 - 2024). Проектирование и осуществление образовательной работы пройдет в три этапа во второй младшей (от 3 до 4 лет), средней (от 4 до 5 лет) и старшей (от 5 до 7 лет) группах.

1 этап – подготовительный. На первом этапе будет проанализирован отечественный и российский опыт формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами театрализованной деятельности; отобраны методы, приемы и формы организации детской деятельности в учреждении дошкольного образования; разработано перспективное планирование по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами театрализованной с учетом возрастных особенностей; пополнена развивающая предметно-пространственная среда.

2 этап – основной. На втором этапе - использование в образовательной практике отобранных методов, приемов и форм театрализованной деятельности для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи; определение их эффективности;

3 этап – итоговый. На третьем этапе - проведение наблюдения за поведением воспитанников в специально организованной и нерегламентированной деятельности, анализ их содержания; бесед с детьми, обобщение и описание результатов опыта, осуществление его распространения на практическом и методическом уровне.

В работе с воспитанниками с ТНР используютсяспециальные правила, которые позволяют организовать и регулировать их игровое взаимодействие с нормально говорящими сверстниками в условиях образовательной интеграции. Специальные правила взаимодействия внутри группы способствуют созданию социально-психологических условий реализации методики формирования коммуникативных умений детей с ТНР в условиях интегрированного обучения и воспитания: уважение и принятие каждого ребёнка, сотрудничество детей с педагогом и друг с другом, усиление положительного имиджа детей с ТНР, создание ситуаций успеха, эмоциональная насыщенность взаимодействия.

Театрализованные игры организованы с учётом структуры речевого нарушения детей дошкольного возраста, а также с опорой на эмоциональное положительное отношение со стороны детей, их интерес к театрализованной деятельности. Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативных умений осуществляется с учётом выявленных закономерностей развития данных умений и особенностей их проявления у детей с ТНР. Таким образом, формирование коммуникативных умений в процессе театрализованной игры включает детей с ТНР в специально организованную и управляемую педагогом игровую деятельность, обеспечивая активизацию и усиление её ресурсных возможностей.

 

Практическая часть

Результативность педагогического проекта определится путем выявления динамики сформированности у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи коммуникативных умений (в сравнении на начало и завершение каждого года реализации педагогического проекта). Для этого подобраны методики, направленные на диагностику всех составляющих коммуникативной компетентности: особенностей познавательного, эмоционального и поведенческого аспекта образа сверстника и чувствительности к сверстнику.

 

Критерии

Показатели

Способы (инструменты) измерения

Познавательный компонент

образа сверстника

 

Владение нормами и правилами общения и взаимодействия со сверстниками, понимание эмоций другого человека.

 

Проблемные ситуации

 

Степень дифференцированности образа сверстника

 

Рисуночная методика «Мой друг»

Умение выйти из конфликтной ситуации

 

Особенности межличностных отношений для детей

Эмоциональный компонент

образа сверстника

Характер отношения к сверстнику

Схема наблюдения «Особенности общения детей со сверстниками»

Сформированность личностного типа отношения к сверстнику (понятие Е. Смирновой)

Экспериментальная проблемная ситуация «Раскраска»

Поведенческий компонент

образа сверстника

 

Особенности реального процесса общения

Схема наблюдения «Особенности общения детей со сверстниками»

Характер взаимодействия со взрослыми и со сверстниками

«Шапка-невидимка»

Умение выражать и достигать собственных целей общения с учетом интересов сверстника

Схема наблюдения «Особенности общения детей со сверстниками»

Способность конструктивного сотрудничества

Проблемные ситуации «Горошина», «Письмо»

Умение разрешать конфликтные ситуации конструктивными способами

Схема наблюдения «Особенности общения детей со сверстниками»

Чувствительность к сверстнику

 

Способность ориентироваться и учитывать особенности другого (желания, эмоции, поведение, особенности деятельности), проявлять внимание к сверстнику, готовность ответить на его предложения, способность услышать и понять другого.

Проблемные ситуации «Горошина», «Письмо»

 

Экспериментальная ситуация «Раскраска»

Диагностическая направленность:

1) определение типа межличностного отношения детей дошкольного возраста к сверстнику,

2) характер проявления просоциальных форм поведения. Стимульный материал: два листка с контурным изображением; два набора фломастеров:

а) два оттенка красного, два оттенка синего, два оттенка коричневого;

б) два оттенка желтого, два оттенка зеленого, черный и серый. В диагностической процедуре принимают участие два ребенка.

Инструкция: «Ребята, сейчас у нас будет соревнование, мы с вами будем рисовать. Какие цвета вы знаете? Вам нужно раскрасить рисунок, используя как можно больше цветов. Победит тот, кто больше других использует разные карандаши, у кого рисунок будет самым многоцветным. Один и тот же карандаш можно использовать только один раз. Можно делиться».

Детей сажают рядом друг с другом, перед каждым находится лист с контурным изображением и набор карандашей. В процессе работы взрослый обращает внимание ребенка на рисунок соседа, хвалит его, спрашивает мнение другого, при этом отмечая и оценивая все высказывания детей.

Характер отношения определяется тремя параметрами:

1) интерес ребенка к сверстнику и его работе;

2) отношение к оценке другого сверстника взрослым;

3) анализ проявления просоциального поведения.

Первый параметр – степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника.

Показатели оценки:

1 балл – полное отсутствие интереса к действиям другого ребенка (ни одного взгляда в сторону другого);

2 балла – слабый интерес (беглые взгляды в сторону сверстника);

3 балла – выраженный интерес (периодическое, пристальное наблюдение за действиями товарища, отдельные вопросы или комментарии к действиям другого);

4 балла – ярко выраженный интерес (пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника).

Второй параметр – эмоциональная реакция на оценку работы сверстника взрослым.

Данный показатель определяет реакцию ребенка на похвалу или порицание другого, что и является одним из проявлений отношения ребенка к сверстнику либо как к предмету сравнения, либо как к субъекту, целостной личности.

Реакции на оценку могут быть следующими:

1) индифферентное отношение, когда ребенок не реагирует на оценку сверстника;

2) неадекватная, отрицательная оценка, когда ребенок радуется отрицательной и огорчается положительной оценке сверстника (возражает, протестует);

3) адекватная реакция, где ребенок сорадуется успеху и сопереживает поражению, порицанию сверстника.

Третий параметр – степень проявления просоциального поведения. Отмечаются следующие типы поведения:

1) ребенок не уступает (отказывает просьбе сверстника);

2) уступает только в случае равноценного обмена или с колебаниями, когда сверстнику приходится ждать и неоднократно повторять свою просьбу;

3) уступает сразу, без колебаний, может предложить совместное пользование своими карандашами.

Анализ результатов:

Сочетание трех параметров позволяет определить тип отношения ребенка к сверстнику:

индифферентный тип отношения – дети со сниженным интересом к действиям сверстника, индифферентное отношение к положительной и отрицательной оценке сверстника;

предметный тип отношения – выраженный интерес к действиям сверстника, неадекватная реакция на оценку сверстника, отмечается отсутствие просоциального поведения, амбивалентное отношение к свертнику;

личностный тип отношения – отмечался выраженный интерес к действиям сверстника, адекватная реакция на оценку сверстника, просоциальное поведение, положительное эмоциональное отношение к сверстнику.

Методика вербального выбора «День рождение»

Диагностическая направленность: определение социометрического статуса в группе сверстников.

Процедура проведения обследования.

Инструкция: «Представь, что у тебя скоро день рождения и мама тебе говорит: «Пригласи трех ребят из своей группы на праздник!» Кого ты пригласишь?».

Экспериментатор фиксирует отдельно в социометрической таблице выбор каждого ребенка.

Таким образом, заполняются все данные в таблице, после чего исследователь определяет подсчет выборов, сделанных каждым ребенком (по вертикальным столбцам), и записывает в соответствующую графу таблицы. Далее следует перейти к выявлению взаимных выборов. Если среди тех, кто выбрал конкретного ребенка, есть дети, выбранные им самим, то это означает взаимность выбора. Эти взаимные выборы обводятся кружком, затем они подсчитываются и записываются.

Обработка и интерпретация результатов

1. Определение социометрического статуса каждого ребенка

Для определения статуса ребенка использовалась обработка результатов социометрического исследования, предложенная Я.Л. Коломинским. Статус ребенка определяется подсчетом полученных им выборов. В соответствии с результатом детей можно отнести к одной из четырех статусных категорий: 1 – «звезды» (5 или более выборов); 2 – «предпочитаемые» (3–4 выбора); 3 – «принятые» (1–2 выбора); 4 – «непринятые» (0 выборов). 1-я и 2-я статусные категории являются благоприятными, 3-я и 4-я – неблагоприятными.

2. Коэффициент удовлетворенности каждого ребенка своими отношениями

Коэффициент удовлетворенности (КУ) определяется как процентное отношение числа сверстников, с которыми у ребенка взаимные выборы, к числу детей которых он сам выбрал.

75–100 % – высокий уровень удовлетворенности

30–75 % – средний уровень удовлетворенности

Менее 30 % – низкий уровень

 Методика «Мой друг»

Диагностическая направленность: изучение представлений о сверстнике (его социальных и личностных качествах), степень дифференцированности и эмоциональное отношение к сверстнику.

Инструкция: «Нарисуй своего друга, каким ты его представляешь». Затем предложите лист белой бумаги и цветные

карандаши. После окончания рисования ребенку задайте вопросы: «Кто он? Какой он? Чем он тебе нравится? Почему он твой друг?».

Ответы фиксируйте.

Проанализируйте рисунок и результаты беседы:

Критериями анализа:

1) образный компонент портрета друга (по рисунку),

2) вербальный компонент образа друга (по результатам беседы.

Критериями оценки:

1) эмоциональное отношение к сверстнику,

2) степень дифференцированности образа сверстника. Рисунок анализируйте по следующим параметрам:цвет,размер,прорисовка,наличие себя рядом,отношение через изображение,пол друга.

Беседу анализируйте по следующим параметрам:

наличие в описании сверстника особенностей внешности,

наличие в описании сверстника личностных качеств,

наличие в описании сверстника умений и способностей,

наличие в описании сверстника отношения к себе.

Обработка результатов

Высокий уровень сформированности образа сверстника:

положительное эмоциональное отношение, высокоструктурированный образ друга (не менее 5–6 содержательных характеристик сверстника, с использование разных категорий (внешность, умения, личностные характеристики).

Средний уровень сформированности образа сверстника:

амбивалентное эмоциональное отношение к сверстникам, средний уровень структурированности образа сверстника (не мене 3–4 характеристик друга).

Низкий уровень сформированности образа сверстника:

амбивалентное или отрицательное отношение к сверстнику, слабая структурированности образа (1–2 характеристики – «хороший друг», «нравится» и т. д.).

Экспериментальная проблемная ситуация «Горошина»

Диагностическая направленность:

1) определение степени чувствительности ребенка к воздействиям сверстника;

2) определение уровня сформированности действий по согласованию усилий и осуществления совместной деятельности, направленной на достижение общей цели.

Ход исследования: в экспериментальной ситуации участвует два ребенка. Необходимо приготовить листок бумаги (можно на доске) с контурным изображением стручка гороха (или кроны дерева), карандаш и маску, закрывающую глаза.

Объясните детям, что они должны выполнить одно задание на двоих, что от их общих усилий будет зависеть результат. Дети должны нарисовать горошины в стручке. Главное правило: нельзя выходить за границы горошины (показать образец). Трудность заключается в том, что один будет рисовать с закрытыми глазами, а другой должен своими советами (вправо, влево, вверх, вниз) помочь нарисовать горошины правильно. Предварительно нужно убедиться, что ребенок ориентируется в направлениях на листке. Затем дети меняются местами, им дается новый листок и игра повторяется.

Ход выполнения: все реплики и результат фиксируются в протоколе.

Критерии оценки:

1) способность к согласованным действиям и достижению цели совместными усилиями;

2) умение слышать и понимать товарища, умение объяснять, учитывая эмоциональное состояние особенности сверстника, оценка его действий).

Были выделены уровни способности к согласованным действиям.

Низкий уровень – ребенок не согласует свои действия с действиями сверстника, поэтому оба не достигают общей цели.

Например: 1) ребенок говорит другому, что делать, не обращая внимания на то, что его не поняли и продолжающий давать инструкции до тех пор, пока его товарищ не откажется выполнять задание;

2) ребенок, не обращая внимания на инструкции сверстника, пытается подглядывать и самостоятельно выполнить необходимые действия.

Средний уровень — дошкольник ориентируется в процессе выполнения задания на сверстника, но действует несогласовано и достигает результата частично.

Высокий уровень – ребенок способен к совместному выполнению задания и достигает цели.

Чувствительность к партнеру определялась через анализ степени внимания и эмоциональных реакций ребенка на воздействия сверстника – ориентируется ли он при выполнении задания на товарища (слышит, понимает, эмоционально реагирует, оценивает или проявляет неудовольствие).

Низкий уровень – ребенок не ориентирован на партнера, не обращает внимания на его действия, эмоционально не реагирует, как бы не видит партнера, несмотря на общую цель.

Средний уровень – ребенок ориентирован на партнера, пристально следит за его инструкцией или работой, не высказывает оценок или мнения по поводу работы.

Высокий уровень – ребенок ориентируется на партнера, переживает за его действия, дает оценки (как положительные, так и отрицательные), рекомендации как улучшить результат, умеет объяснить задание с учетом действий сверстника, высказывает пожелания и открыто выражает свое отношение к совместной деятельности.


Младший дошкольный возраст

В качестве критериев оценки уровня сформированности коммуникативных способностей я использовала:

  1. Желание вступать в контакт
  2. Умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
  3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Я предлагаю использовать метод наблюдения, который является наиболее распространенным для изучения детей младшего дошкольного возраста, и дает возможность получить результат в естественных для них условиях.

В качестве ситуаций наблюдения можно выбрать:

  • Сюжетно-ролевую игру «День рождения у белочки». Эта игра не имеет четко заданной ситуации и позволяет включить в сюжет различные роли. Для более полного представления об уровне развития коммуникативных способностей детей игру организовывает взрослый, который осуществляет наблюдение. Таким образом, мы  выявим коммуникативные способности в общении и со сверстниками и с взрослыми.
  • Задания и поручения, которые позволят нам выявить умения детей выполнять коллективную работу слажено, не вступая в конфликт.
  • Целевую прогулку с целью выявления умений выполнять знакомые правила общения с взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»)
  • Совместные игры детей на прогулке.

Однако метод наблюдения дает представление большей частью о поведении детей, поэтому так же можно  использовать метод беседы, для получения более точных данных о знаниях и умениях детей, необходимых для коммуникативной деятельности.

На основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой, составлен список вопросов беседы, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми:

·       Нужно ли делиться игрушками с детьми?

  • Ты всегда стараешься так поступать?
  • Почему?
  • Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился?
  • Почему?
  • Назови ласково маму, папу и других членов семьи.
  • Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы?)
  • Как нужно попросить взрослого о помощи?
  • Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь?

 

Метод наблюдения по схеме Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой

Наблюдение позволяет описать взаимодействие дошкольников в

естественных условиях. В процессе реализации данного метода показатели поведения детей:

- инициативность - стремление ребенка привлечь к себе вниманиесверстника, побудить его к совместной деятельности и выражениюотношения к себе и своим действиям;

- чувствительность к воздействиям сверстника – отражает желаниеи готовность дошкольника воспринять действия и замысли сверстника иоткликнуться на его предложения. Данный показатель проявляется вответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередованииинициативных и ответных действий, в согласованности собственныхдействий с действиями другого, в умении замечать и учитывать пожелания инастроения сверстника;

- преобладающий эмоциональный фон – проявляется в эмоциональнойокраске взаимодействия ребенка со сверстниками. Она может быть:позитивной, нейтрально-деловой и негативной.

На каждого испытуемого заводится протокол, в котором поприведенной ниже схеме отмечается наличие представленных показателейи степень их выраженности.

Шкалы оценки параметров и показателей]

 

Критерии оценки параметров

 

Инициативность:

- отсутствует: ребенок не проявляет никакойактивности, играет в одиночестве или пассивноследует за другими;

- слабая: ребенок крайне редко проявляетактивность и предпочитает следовать за другимидетьми;

- средняя: ребенок часто проявляет инициативу,однако он не бывает настойчивым;

-высокая: ребенок активно привлекаетокружающих детей к своим действиям ипредлагает различные вариантывзаимодействия.

 

 

 

Чувствительность к воздействиямсверстника:

- отсутствует: ребенок вообще не отвечает напредложения сверстников;

- слабая: ребенок лишь в редких случаяхреагирует на инициативу сверстников,предпочитая индивидуальную игру;

- средняя: ребенок не всегда отвечает напредложения сверстников;

- высокая: ребенок с удовольствием откликаетсяна инициативу сверстников, активноподхватывает их идеи и действия.

 

 

Преобладающий эмоциональный фон:

- негативный;

- нейтрально-деловой;

- позитивный.

 

 

 

Список использованных источников

1. Артамонова, С.В. Методика использования игрового сюжета в процессе экспресс диагностики речевого развития детей / С.В. Артамонова // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. — Ростов н/Д: изд-во ЮФУ, 2008, — № 6. — С. 198— 212.

2. Гаркуша, Ю.Ф. Особенности общения детей с недоразвитием речи // Ребёнок. Выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под общ. ред. Ю.Ф. Гаркуши. — М.: изд-во НПО «МОДЭК», 2001. — 256 с.

3. Дзюба, О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи / О.В. Дзюба // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвузовский сб. науч. трудов; под ред. Е.А. Левановой. — Вып. 23. — Калининград: Изд-во КГУ, 2009. — С. 35—40.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсутствие или слабо выраженная инициативность (0–1 балл) может

свидетельствовать о неразвитости у ребенка потребности в общении со

сверстниками или о неумении найти подход к ним. Средний и высокий

уровни инициативности (2–3 балла) говорят о нормальном уровне развития

потребности в общении. Если у ребенка отсутствует чувствительности к

воздействиям сверстника (0– 1 балл), то это может говорить о неспособности

видеть и слышать другого («коммуникативная глухота»), являющейся

существенной преградой в развитии межличностных отношений

дошкольника.

Также, важной качественной характеристикой общения является

преобладающий эмоциональный фон. Если доминирующей является

негативная окраска взаимодействия ребенка со сверстником, то это может

говорить о проблемах дошкольника в установлении контактов с другими

детьми. Такое поведение может проявляться в том, что ребенок

раздражается, кричит, оскорбляет сверстников или даже дерется. Если же

преобладает положительный фон или же сбалансированные положительные

и отрицательные эмоции по отношению к сверстнику, то это свидетельствует

о нормальном эмоциональном настрое по отношению к партнеру по

взаимодействию.