Меню раздела


Значение привязанности для развития ребенка

Значение привязанности для развития ребенка. Общая информация для родителей и воспитателей.

Родившись очень незрелым, ребенок нуждается в том, чтобы сначала в его жизни рядом был взрослый. Как считает Людмила Петрановская, отношения со своим взрослым для ребенка не просто необходимость, это потребность витальная, то есть вопрос жизни и смерти [6]. Ребенок без другого человека не может выжить. Первым начал исследовать привязанность и придал ей значимости - английский ученый Джон Боулби. Он определяет поведение привязанности как врожденную поведенческую систему, задача которой заключается в установлении близости как гарантии безопасности от всех внешних опасностей.

Под поведением привязанности понимают все типы поведения, которые служат установлению или поддержанию близости к фигуре привязанности, как правило, матери. Для младенцев первые несколько месяцев жизни характерны такие проявления поведения, направленные на формирование привязанности: улыбка, сосание, цепляние, плач и общая экстремальная беспомощность, невозможность существовать без заботливого взрослого. На эту потребность младенца родители обычно интуитивно реагируют чувствительным вниманием. Опыт близости, надежности и предсказуемости позволяет ребенку сформировать определенное базовое чувство защищенности, что обеспечивает ему надежную жизненную основу. Ощущение безопасности дает возможность ребенку более успешно и комфортно исследовать мир, раскрывать свой потенциал, строить надежные отношения с окружающими.

Привязанность - это инстинкт, который пробуждается также у взрослых. С рождением ребенка родители открывают в себе желание заботиться, защищать, холить, поддерживать и заботиться. Конечно, все мы имеем разный опыт и не всегда наши природные инстинкты работают так, как задумано природой, временами родители имеют значительные трудности в установлении отношений привязанности с ребенком, обусловленные личным опытом отношений в детстве, обстоятельствами вокруг, случайными интенсивными ситуациями, которые сильно воздействуют на родителей и ребенка (смерть близких, катастрофы, войны, аварии и т.п.). Качество отношений родителей с ребенком влияет на формирование вида привязанности.

Мари Эйнсворт, коллега Джона Боулби, исследовала привязанность с помощью эксперимента «Незнакомая ситуация», в котором участвовали мамы с детьми до 2 лет. Благодаря этому было открыто три вида привязанности, а впоследствии был найден еще один. Поэтому, сегодня мы пользуемся четырьмя стилями (типами) привязанности. Принято считать, что каждый стиль соответствует качеству отношений ребенка и фигуры привязанности.

Стили привязанности

  1. Безопасная надежная привязанность (в исследовании ее демонстрируют около 70% детей).
  2. Небезопасная избегающая привязанность (в исследовании ее проявили около 12-15% детей).
  3. Небезопасная амбивалентная привязанность (в исследовании ее демонстрируют 12-15% детей).
  4. Небезопасная дезорганизованная привязанность (в исследовании ее показали около 4% детей).

 

Безопасная надежная привязанность

Дети с надежным стилем привязанности четко демонстрируют выразительную реакцию на расставание с матерью. Они зовут ее, следуют за ней, ищут ее - иногда достаточно длительное время, - потом плачут и явно испытывают стресс. Возвращения матери они реагируют радостью, протягивают к ней руки, хотят, чтобы их утешили, ищут телесного контакта, но вскоре снова успокаиваются и возвращаются к игре. Надежная привязанность - это когда дети чувствуют, что они могут положиться на определенных взрослых по удовлетворению их потребностей в близости, эмоциональной поддержке и защите. Они уверены, что, при необходимости, могут добиться внимания родителей. Этот опыт во многом определяет их отношение к жизни в целом. Такие дети могут расслабиться и исследовать окружающий мир. Этот стиль привязанности больше способствует развитию ребенка и считается самым эффективным.

Родители, которые стремятся к надежной привязанности:

➢      чувствительны к сигналам ребенка;

➢      понимают и правильно интерпретируют ее сигналы;

➢      вовремя реагируют на его потребности;

➢      достаточно терпеливы к проявлениям ребенка, его незрелости;

➢      используют теплые положительные высказывания для того, чтобы направить поведение ребенка;

➢      не используют телесные наказания и методы эмоциональной изоляции

➢      доступны к сотрудничеству и принятия детей;

➢      проявляют интерес к детям;

➢      разделяют интересы, приглашают к своим увлечениям;

➢      играют с детьми;

➢      применяют понятны и просты правила, устанавливающие пределы.

Поведение детей с надежной привязанностью:

➢      смелые в исследовании мира и познании жизни, но нуждаются в поддержке взрослого, к которому привязаны;

➢      обращаются за помощью, когда им что-то нужно;

➢      принимают заботу;

➢      сигнализируют о своих потребностях;

➢      в большей степени послушные с теми взрослыми, к которым привязаны;

➢      играют в различные игры (ролевые, по правилам игры-фантазии)

➢      проявляют различные эмоции;

➢      проявляют доверие к взрослым, к которым привязаны, и чувство защищенности в случае их присутствия;

➢      способны взаимодействовать с детьми в присутствии взрослого;

➢      когда плачут, могут быстро успокоиться с помощью взрослого.

 

Небезопасная тревожно-амбивалентная привязанность

Дети с тревожно-амбивалентной привязанностью имеют сильную сепарационную тревогу (тревогу разделения), от разлуки с матерью испытывают сильный стресс и горько плачут. Когда мать возвращается, ей никак не удается их успокоить. Нужно много времени, чтобы эти дети снова обрели эмоциональную стабильность. Когда матери берут их на руки, они выражают желание телесного контакта и близости, но одновременно ведут себя агрессивно по отношению к матери (болтают ногами, дерутся, толкаются или отворачиваются). Такие дети требуют больше внимания и стабильных отношений. Обычно в раннем детстве у таких детей и близких им взрослых было много разлук или внешние и внутренние факторы не позволяли родителям быть надежными и стабильными. Также замечено, что матери таких детей не могут быть эмоционально доступными для них, не предлагают достаточно телесного контакта и не всегда правильно понимают и интерпретируют сигналы ребенка, реагируют хаотично, тревожно на поведение ребенка. Матери относятся к детям то ласково и чутко, то игнорируют и пренебрегают их потребностями. Такая непоследовательность, видимо, оставляет детей в неуверенности относительно того, будет ли их мама рядом, когда они будут в ней нуждаться.

 

Поведение детей с тревожно-амбивалентной привязанностью:

➢      тревожные;

➢      стремятся находиться только рядом с матерью, кричат, если она отсутствует;

➢      стремятся к взрослому, но не могут насытиться телесным контактом, боятся потерять контакт;

➢      с восторгом, страстью воспринимают щекотку, объятия, опрокидывания;

➢      обижаются на невнимание, ревнуют к другим детям;

➢      в присутствии взрослого с другими детьми не взаимодействуют, сами от взрослого не идут;

➢      отказываются прекращать контакт, обижаются, цепляются, плачут;

➢      не всегда способны к учебной взаимодействия, иногда проявляют невнимательность, неусидчивость;

➢      во взаимодействии с детьми склонны к конфликтам: могут без причин толкнуть другого, обижаются и плачут, если им отвечают так же.

Небезопасная избегающая привязанность

Дети с избегающим стилем привязанности реагируют на разлуку небольшим протестом и не проявляют явного поведения привязанности. Как правило, они остаются на своем месте, продолжают играть. Иногда можно заметить, что они следят глазами за матерью, когда она выходит из помещения, то есть действительно замечают, что мать отлучилась. Возвращения матери они реагируют скорее отчуждением, игнорируют и не хотят, чтобы их брали на руки, утешали. Мама эмоционально отстранена, часто демонстрирует отторжение ребенка и его потребностей. Это может происходить по разным причинам - эмоциональная травма матери, тяжелые события в семье или вокруг, чрезмерная занятость на работе, физическая недоступность. Ребенок, не находя понимания, начинает справляться с эмоциями и потребностями самостоятельно. Чередование разлуки и отчужденного поведения матери приводит к защитному поведению ребенка. Она пытается забыть о своей потребности в матери, выбирает сдержанную и равнодушную манеру поведения, чтобы избежать новых разочарований. В поведении таких детей можно прочитать упрек: «Кто ты? Должен ли я тебя признавать - ту, которая не поможет мне, когда я буду нуждаться в этом? » К подростковому возрасту такое поведение закрепляется в стойку установку отчужденной независимости.

 

Поведение детей с избегающей привязанностью:

➢      отстранены;

➢      закрыты;

➢      не ищут близости с матерью, когда находятся с ней вместе;

➢      избегают тактильного контакта с взрослым и контакта глаз

➢      при активности взрослого сжимаются в комочек или слегка отталкивают руки, выкручиваются;                                                                          

➢      не обращают внимания на приход и уход взрослого, остается как бы в стороне;

➢      на занятиях сидят тихо, невнимательны, могут задумываться и прятаться в фантазиях, поэтому не всегда выполняют задания, все делают медленно;

➢      с другими детьми сдержанные, избегают конфликтов, редко проявляют любые эмоции.

 

Небезопасная дезорганизованная привязанность

Дети с дезорганизованной привязанностью проявляют себя по-разному, иногда невозможно предсказать их реакцию, они показывают крайнюю степень дистресса в отношениях. Например, дети бегут к матери, останавливаются на полпути, возвращаются и убегают, увеличивая расстояние между ними. Их жесты могут застывать на полпути, как бы «замерзать». Кроме того, наблюдаются стереотипные модели поведения и движений. Дезорганизованная привязанность характерна для детей с опытом насилия, депривации, хаотической нестабильной среды. Родители обычно сами страдают от дисфункциональных отношений, испытывают трудности с управлением личной жизнью, нуждаются в поддержке окружения и профессиональной помощи.

Поведение детей с дезорганизованной привязанностью:

➢      стереотипные модели поведения и движений;

➢      жесты могут застревать на полпути, что «замерзать»;

➢      напряжены, напуганы;

➢      поведение трудно понять и предсказать;

➢      могут иметь значительные пробелы в развитии;

➢      контакт поверхностный, глубокий контакт сложно установить, требует много времени.

Итак, подытожим, инстинкт привязанности требует от родителей заботиться и быть с ребенком. Речь идет не о том, чтобы физически неотлучно и подчинить ребенку свою жизнь, а о том, чтобы быть с ним в постоянной эмоциональном связи, чтобы ребенок знал и чувствовал, что его любят и принимают. Это значит все время заботиться о том, чтобы сохранять отношения независимо от обстоятельств. Ребенку важно знать, что в случае чего-то серьезного родители отложат ради него все дела, но ему не нужно, чтобы они совсем не занимались ничем / никем, кроме него.

Все дети рождаются способными реализовать себя. Однако, несмотря на то, что все имеют шанс, не все раскрывают в жизни свой потенциал, не все становятся зрелыми взрослыми. Вырасти - не значит повзрослеть, и на пути к взрослению много детей «застревают» в своем развитии.

Так вот, чтобы ребенок мог нормально развиваться и «реализовывать свой человеческий потенциал», ему нужны два условия. Первое - приглашение существовать в нашей жизни, ощущение глубокой близости и безопасности, чтобы ребенок на подсознательном уровне чувствовал, что он желанный, его любят, ему не нужно постоянно добиваться контакта и близости. Если мозг ребенка уверен в надежности своих привязанностей, то он может расслабиться и начать исследовать мир. Стоит отметить, что надежной базой для ребенка может быть не только мать, а любой взрослый человек, заботящийся о ребенке, с которой у ребенка сформировалась привязанность. Однако эта исследовательская активность стабильна и адекватной только в тогда, когда ребенок уверен, что она может в любой момент вернуться под защиту взрослого. Только с точки успокоения, расслабления, может появиться энергия смелой попытки, всплеск творчества, желание познавать себя и окружающей среды.

Второе приглашение, которое мы даем нашим детям - это приглашение к исследованию, когда мы создаем пространство для развития, для познания все большей ответственности. Однако заметьте, если первое условие не работает, то о второй не может быть и речи. Дети - это создания, зависящие от привязанности. Привязанность первична, а взросление вторично. Если не обеспечена безопасная привязанность, то всю энергию мозг будет тратить не на познание, а на удержание контакта и близости. Второе условие имеет значение лишь при наличии первого, потому что мозг в первую очередь решает задачи привязанности, а уже потом - развития.

Итак, безопасная привязанность и надежная эмоциональная связь между фигурами привязанности помогает ребенку:

➢      преодолевать страх и беспокойство;

➢      справляться со стрессом;

➢      исследовать мир;

➢      быть любознательным;

➢      развивать когнитивные способности;

➢      развивать эмоциональную компетентность;

➢      овладевать игрой, в любых ее проявлениях;

➢      понимать, что он воспринимает;

➢      опираться на себя, постепенно обретать уверенность;

➢      достигать максимального интеллектуального потенциала;

➢      формировать основу гармоничных отношений для дальнейшей жизни (в паре и со своими детьми).

Хорошая новость в том, что качество привязанности можно улучшать. Можно строить более надежные отношения, даже если старт был не такой безопасный как хотелось. В некоторых случаях может потребоваться помощь специалиста, особенно детям с дезорганизованной привязанностью.

Эти рекомендации помогут родителям и воспитателям усиливать привязанность, создавать надежную базу безопасного развития:

  1. Помните, что проблемы в поведении вторичные, главное: отношения с ребенком, если что-то идет не так, обратите внимание на ваши отношения, подумайте, чего не хватает, а чего много.
  2. Усиливайте контакт с ребенком, особенно когда что-то от него хотите. Сначала удостоверьтесь, что вы установили контакт с ребенком, а потом просите его что-то сделать. Поддерживайте зрительный контакт, тактильный контакт (для родителей), практикуйте совместные разговоры.
  3. Интересуйтесь о делах, играх, увлечениях ребенка. В классе начинайте неделю после выходных с бесед про любимые игры, про любимые места и увлечения.
  4. Предоставляйте развивающую обратную связь, в которой отмечайте сильные стороны ребенка, его успехи и достижения, только потом говорите о том, что хотите исправить.
  5. Поддерживайте ребенка в выполнении задач этапов развития. Говорите ему, что вы рядом, чтобы помочь.
  6. Играйте с ребенком за его приглашением, но важно, чтобы и вы, родители (учителя), создавали творческое игровое пространство и привлекали ребенка в свои игры. Больше идей для игр смотрите в материалах модуля по игре.
  7. Наполняйте рутинные дела (чистка зубов, вечерний туалет, засыпание, сбор в сад для родителей, подготовка к контрольным, уборка класса, разбор конспекта для учителей) игрой, это снижает сопротивление детей, делает скучные дела интереснее, а ваши отношения с ребенком приятными.
  8. Развивайте, если есть, и начните, если нет, семейные ритуалы, классные ритуалы (для учителей) традиции которые будут создавать ритм и праздничность жизни: ритуалы в повседневной жизни (прием пищи, приготовления ко сну, встреча, прощание) ритуалы семейного календаря (дни рождения, годовщины) ритуалы празднования событий, указанных во «внешнем» календаре (Рождество, Новый год); ритуалы жизненных циклов (рождение ребенка, свадьба, смерть) и др. Для учителей ритуалы встречи и прощания, ритуал начала урока, ритуалы праздников и классных мероприятий.
  9. Читайте детям вслух, даже в подростковом возрасте (если подросток не против). Устраивайте классные вечера чтения при свечах и с чаем (какао). Читайте ученикам и вместе с ними.
  10. Делайте приятные неожиданные сюрпризы. Как-то новая экскурсия, праздник или день когда можно лениться :)
  11. Готовьтесь к разлукам, будьте внимательны не только к чувствам в момент расставания, но и перекрывайте грусть от расставания планами на будущую встречу и радостью от контакта. Например, когда готовитесь поехать где-то без ребенка, а он плачет (что вполне нормально), Вы можете не только предупредить, что едете, но и спланировать с ним что-то, что будете делать после возвращения, важно говорить не только о разлуке, но и о предстоящей встрече и контакте «Я буду думать и радоваться, что мы почитаем с тобой новую книгу сразу как вернусь. Давай ее подготовим, положим вот здесь ». Учителя тоже могут быть внимательны к разлукам и встречам. Можно создавать ритуалы встречи каждый день, готовить открытки детям на каникулы и посылать весточку в мессенджерах детям, которые заболели.