В выходной день многих родителей интересует вопрос: «Куда пойти с ребенком?» Как полезно и интересно провести эти дни? Может в поход, в парк?»
Эти советы помогут Вам сделать семейный, выходной день по-настоящему захватывающим для ребенка. Спросите ребенка, куда бы он хотел пойти, что увидеть? Решающее слово остается за ребенком, это один из моментов, когда ребенок чувствует свою сопричастность с взрослым в семье и растет спокойным, уверенным.
Совместный с ребенком поход – это не отдых для родителей, а время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостоверится, что Вы его любите, что живете его интересами. Не забывайте смотреть вокруг глазами ребенка, разделять его радость и удивление. Читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки. Литературный материал обострит восприятие малыша, поможет запоминанию ярких образов. Ваша речь, дорогие родители – эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающему, восхищение щедрой красотой природы. Не забывайте побуждать ребенка высказываться, думать, сопоставлять, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их. Интересным и увлекательным для ребенка может стать и посещение музеев. Постарайтесь заранее узнать какие выставки проходят выходные в нашем городе. Выберите ту, которая заинтересует вашего ребенка, будет соответствовать его знаниям и возрасту. Практически всегда привлекательными для дошкольников оказываются краеведческие музеи. Увидеть в музее все ребенок просто не в состоянии. Переход от одной музейной витрины к другой, утомителен и мало познавателен для ребенка. Гораздо лучше и намного полезнее выбрать, что - то одно, и внимательно рассмотреть в деталях. Можно выбрать экспозиции, посвященному народному костюму или оружию, посуде, мебели. Большой интерес представляют для детей и выставленные в музее археологические находки: утварь, сделанные из камня топоры, ножи, различные кости доисторических животных, женские украшении. В музее ребенок узнает, как жили люди раньше, как был устроен их дом, какую одежду носили, и из какой посуды ели, во что играли и т.п.
В этом возрасте детям хочется примерить эту жизнь на себе, узнать новое, поэтому Вы родители, должны сделать эти посещения регулярными и интересными. Много интересного может узнать ребенок, и просто гуляя с вами по улице. Расскажите, почему такое название носит данная улица, какие достопримечательности находятся на ней. Рассмотрите транспорт, идущий по улице, вспомните правила дорожного движения, расскажите ребенку о предприятиях нашего города. Такие беседы не только расширят кругозор дошкольника, но и пополнят его словарный запас.
Существует много различных способов , как провести выходной день вместе с ребенком интересно и увлекательно. Продумайте, пофантазируйте, и Вы получите массу впечатлений и пользы от прогулок с ребенком.
Предлагаем Вам ознакомится с маршрутами выходного дня в нашем городе.
Маршрут выходного дня «Лето в лесу» (для детей 4 - 5 лет)
Рекомендуемый возраст ребёнка: средний дошкольный возраст.
Задачи: систематизировать и расширить представления детей дошкольного возраста о лесном сообществе, о видовом разнообразии деревьев, кустарников, грибов и ягод белорусского леса; стимулировать любознательность, развивать познавательные умения и навыки в игровой деятельности, коммуникативную активность; воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе родного края, способствовать накоплению эмоционально-позитивного опыта общения с природой.
Содержание маршрута:
Мы сегодня с тобой отправимся в путешествие. А куда, попробуй догадаться. (Приложение 1, загадка)
Правильно, мы отправляемся в лес.
1. Деревья и кустарники белорусского леса .
Расскажите ребенку , что лес - это зеленый наряд земли. Это большая лаборатория для производства кислорода. Это дом для зверей и птиц, деревьев и кустарников. Лес – это наше национальное богатство, важнейший сырьевой ресурс. Лес - это кладовая, которая щедро одаривает человека.
Спросите у ребёнка, какой же клад можно найти в лесу?
Лесным кладом можно назвать деревья, ягоды и грибы, орехи, лесные травы, животных и птиц, чистый лесной воздух, лесные ручьи и речушки.
Уточните, какие же деревья и кустарники встречаются в наших лесах?
И так, всего в лесах Беларуси произрастает около 30 видов деревьев, основными из которых являются береза, липа, клен, дуб и другие. (Покажите ребёнку эти деревья.) Все увиденные нами деревья осенью избавляются от листвы, сбрасывая её. Какое название носит этот процесс? Да, это листопад. Наступает он в августе, сентябре и делает наши леса очень яркими и красочными.
Однако в лесу есть и деревья, которые на зиму свои листья не сбрасывают. Как называются эти деревья? Правильно. Это хвойные. А какие хвойные растения есть в белорусском лесу?
У нас растут 4 вида хвойных деревьев: ель, сосна, лиственница и пихта белая.
Поиграйте с ребёнком в игры : «К названному дереву беги», «С какого дерева листок», «С чьей ветки детки».
2. Грибы.
А теперь попрошу ответить на мои вопросы (Приложение 2).
И так, за какими дарами леса мы отправляемся сейчас, как ты думаешь? Конечно, за грибами.Поинтересуйтесь у ребёнка, какие грибы он знает? (Рассмотрите с ребёнком грибы, которые найдете).
Давай вспомним, каких правил необходимо придерживаться при сборе грибов?
Грибы очень любят собирать белки. Они предпочитают есть боровики, лисички, подберезовики и рыжики, лоси любят боровики и лечатся мухоморами, кабаны за лакомство считают грузди, которые в начале топчут ногами, а затем вываливают в грязи и потом едят.
3.Ягоды.
У нас остался с тобой еще один лесной дар. Это самое вкусное лакомство:
О чем идет речь, как ты думаешь?( Приложение 1, загадка). Конечно о ягодах.
Давай вспомним, какие же лесные ягоды ты знаешь (Приложение3). (Покажите ребенку лесные ягоды).
Как много ягод в наших лесах: черника, клюква, брусника, малина , ежевика, костяника, голубика, рябина и другие. Существуют и несъедобные ягоды такие как вольчье лыко, вороний глаз и другие.
Маша из м\ф «Маша и Медведь» хочет сварить варенье для своего друга Медведя. Но у неё возникли проблемы: из чего варят варенье и где найти ингредиенты? Можем ли мы помочь Маше? (Сбор ягод).
Дидактическая игра «Назови ягоду»
Дегустация ягод, изготовление ягодных коктейлей в домашних условиях ( фото).
Подвижная игра «Лукошко»: ребёнок выбирает карточки только съедобных ягод и грибов и складывает в лукошко.
Лес – это замечательное природное богатство, дом для птиц и животных. А охраняет это природное богатство лесной сторож, которого называют лес ник. Он каждый день ходит по лесу и смотрит, чтобы лес был чистым следит за тем, чтобы люди не бросали непотушенных окурков и не оставляли после себя непогашенных костров, чтобы не разоряли муравейники и гнезда птиц, не рубили молодые деревья и не мусорили. Каждый взрослый и ребенок должен знать, что лес дает нам чистый воздух, и если лес умрет на нашей земле, то и мы умрем. Заботясь о лесе, мы заботимся сами о себе.
Вот и закончилось наше лесное путешествие. Мы сделали с тобой много открытий.
Приложение 1
Здесь сосны до небес,
Березы и дубы.
Здесь ягоды, грибы.
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки.
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый, чистый. (Лес)
Они бывают черные и красные,
белые и оранжевые,
сладкие и кислые,
горькие, но всегда
любимые и полезные. (Ягоды)
Приложение 2
Вопросы:
Любим мы в лесу гулять? (Да)
И грибочки собирать. (Да)
Да и ягоды в лукошко
Собираем мы немножко. (Нет)
Дружно в лес, друзья, пойдем
И с собою мы возьмем:
Плетеную корзинку, (Да)
Жевательную резинку, (Нет)
Сапоги блестящие, (Да)
Бусы настоящие. (Нет)
Бутерброд возьмем мы с маслом (Да),
Ну и кресло- качалку (Нет),
Побольше вилок и ложек, (Нет)
Ну и, конечно, ножик. (Да)
Термос еще и чашку, (Да)
Серую кошку Машку. (Нет)
Компас в карман положим, (Да)
И зонт с собою взять мы можем. ( Нет)
Прихватим еще и подушку, (Нет)
И булочку, и ватрушку. (Да)
Стихотворение:
По лесочку я хожу,
Да на ягодки гляжу!
На кусте малинка,
На дереве - рябинка
В травке – земляничка,
Под горой – черничка.
Приложение 3
Дидактическая игра «Распознай-ка»: отгадать загадки, распределить на
группы (деревья, кустарники, травянистые растения, плоды)
Загадки о растениях:
Стоит в лесу могучий!
Голова- до тучи.
Крона кудрявая,
Сучья корявые. (Дуб)
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Берёза)
Все знают, что у ёлки
не листья, а иголки,
И так же, как она,
С иголками... (Сосна)
На зелёном шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш)
В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пёстрая придёт —
На зубок он попадёт. (Орех)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Жёлудь)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха)
Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет — расцветает. (Подснежник)