Меню раздела


Школьная зрелость

Школьная зрелость – достижение такой степени развития, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. Школьная незрелость определяется не общим отставанием в развитии, а частичной незрелостью одного или нескольких компонентов психологической готовности в школе. Эти дети с отставанием и нарушением в развитии нуждаются в повышенном внимании и создании индивидуальной образовательной среды.

Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника.

Как правило, родителей будущих первоклассников волнует множество вопросов: сможет ли их ребенок учиться в школе, достаточно ли он развит, что он должен уметь накануне поступления в школу.

С помощью этого теста Вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе. Ответьте на вопросы “ДА” или “НЕТ”.

  1. Часто ли Ваш малыш заявляет о своем желании идти в школу?
  2. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книжки, новое “взрослое” положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?
  3. Вы считаете, что Ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?
  4. Ваш ребенок общителен как с детьми, так и с взрослыми?
  5. Вы не уверены в том, что Ваш малыш способен хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?
  6. Ваш ребенок ни минуты не может побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?
  7. Игрушки и личные вещи Вашего ребенка всегда в беспорядке и Вы устали напоминать ему, что нужно их убрать?
  8. Умеет ли Ваш ребенок считать до двадцати и обратно?
  9. Может ли Ваш ребенок сравнивать числа и предметы?
  10. Способен ли Ваш малыш складывать и вычитать в пределах двадцати?
  11. Знает ли он простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)?
  12. Умеет ли ребенок выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?
  13. Может ли Ваш ребенок объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом “обувь” слова “сапоги”, “туфли”, “ботинки”)?
  14. Сможет ли Ваш ребенок придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, “жарко” – “холодно”)?
  15. Умеет ли он составлять рассказ по 5-7 картинкам?
  16. Знает ли Ваш малыш буквы и умеет ли он читать по слогам?
  17. Ваш ребенок с трудом и без всякого удовольствия декламирует стихи и рассказывает сказки?
  18. Верно ли, что Ваш (а) сын (дочь) недостаточно уверенно пользуется шариковой ручкой?
  19. Ваш ребенок любит мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?
  20. Ему доставляет удовольствие раскрашивать или рисовать?
  21. Рисунки Вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?
  22. Ваш ребенок без особого труда может собрать разрезанную на несколько частей картинку?
  23. Может ли Ваш ребенок придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу, как связаны слова в образце (например, образец “дерево – ветки”, к слову “книга” необходимо назвать слово “страницы”)?
  24. Вы считаете, что Ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлен?

Соотнесите свои ответы с ключом.

КЛЮЧ

Если на вопросы 1, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 22, 23 ответили “да”, то начислите по 1 баллу за каждый ответ. 
Если на вопросы 2, 6, 7, 17, 18, 21, 24 ответили “нет”, то начислите еще по 1 баллу за каждый ответ.

Подсчитайте общее количество баллов.

Если оно составляет:

20–24 балла, то поздравляем! Ваш ребенок готов к школе. Будьте уверены, что ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и к получению новых знаний.

15–19 баллов, Вам следует уделить больше внимания своему малышу, содержание вопросов либо задания в них помогут Вам выбрать нужное направление работы с ребенком. Не отчаивайтесь, Ваш малыш почти готов, чтобы идти в школу.

14 и менее баллов, лучшим советом для Вас будет поговорка: “терпение и труд все перетрут”. Ваш малыш ждет помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам книг. Все это поможет ребенку достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным.

Вопросы данного теста помогут Вам не только выбрать направление работы с ребенком, выявить “слабые места” и успешно подготовить его к школе, а также понять, что важно, чтобы ребенок пошел в школу не только физически подготовленным, но и необходима особая психологическая готовность к новым условиям жизнедеятельности. Содержание этого вида готовности определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку. Связаны они с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является стабильным – оно изменяется, обогащается.

Что же включает в себя психологическая готовность к школе? Психологическая готовность к школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным и структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и мотивационную готовность. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети бывают, подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность. Психологическая готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование. Каждый из компонентов является необходимым и требует учета в процессе подготовки ребенка к систематическому обучению в школе. Каковы же компоненты психологической готовности?

Компоненты психологической готовности

Социально-психологическая готовность

  • Гибкое владение способами установления взаимоотношений (умение установить контакт с учителем, со сверстниками, умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем).
  • Развитие потребности в общении.
  • Умение подчиняться правилам и нормам.
  • Умение действовать совместно, согласовывать свои действия

Интеллектуальная готовность

  • Наличие широкого кругозора и запаса знаний.
  • Сформированность начальных умений учебной деятельности
  • Планомерность восприятия (наблюдательность).
  • Развитое наглядно-образное мышление:

– умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;
– умение сравнивать их, видеть сходное и различное,

  • Развитое воображение.
  • Хорошая ориентировка в пространстве и времени
  • Хорошая память
  • Произвольная регуляция внимания
  • Сохранение работоспособности, в течение одного урока и в течение учебного дня.
  • Интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности).
  • Развитие мелкой моторики (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования)
  • Развитие зрительно-двигательной координации движений

Личностная готовность

  • Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.
  • Развитие познавательных критериев, любознательности.
  • Развитие желания ходить в школу.
  • Произвольное управление своим поведением – возможность управлять своим поведением в соответствии с нормами и правилами.
  • Объективность самооценки.

Личностная готовность предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка – эмоциональную устойчивость (регуляцию эмоций).

К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Мотивационная готовность

Учителя часто жалуются на инфантильность детей, на преобладание у них игровых, а не учебных мотивов. Такие дети обычно воспринимают только игровые ситуации, они не приучены ограничивать свои желания, преодолевать трудности, их поведение носит импульсивный характер.

Учение же требует постоянных усилий, необходимости сдерживать, контролировать свое поведение, заниматься деятельностью, которая не всегда нравится. Все это может явиться причиной негативного отношения к школе.

В связи с этим одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из показателей готовности малыша к обучению является его сознательное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, то есть сформированности школьной мотивации.

Она включает в себя:

  • наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
  • минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;
  • понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
  • эмоционально-благополучное отношение к школе.

Сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать.

Легкой обучаемости ребенка сильно поможет развитие основных психических функций: ощущения, внимания, памяти, мышления, воображения. Хороший объем памяти, и устойчивое внимание позволят ученику понять и усвоить материал. Находчивость, смекалка и воображение помогут найти решение в нестандартной ситуации. Ведь наша задача не только в том, чтобы вложить в головку маленького человека знания, а научить его ими пользоваться.

Для этого предлагается несколько простых, но очень эффективных способов развития Вашего малыша в игровой, интересной форме.